О том, как развиваться ЖКХ, спорят давно и яростно. Государство уже долгое время старается уйти и из этой сферы, передав управление домами специалистам. Только вот хороших специалистов, чтобы поддерживать дома в надлежащем состоянии, пока очень мало. Чаще к этой сфере присасываются аферисты и мошенники, чтоб уводить государственные денежки, которые выделяются на ремонт жилищного фонда, в свои карманы. Казалось бы, ситуация патовая, и заслон нечистым на руку управленцам поставить очень сложно. Но выход все же нашелся. Государство решило передать дома в руки саморегулируемых организаций. Мол, пусть сами управляющие компании в этом и разбираются. Уже принят в первом чтении закон (никто не сомневается, что он дойдет и до третьего чтения), который обязывает до 1 марта 2013 года все управляющие многоквартирными домами организации вступать в СРО. Мыслями о том, что принесет этот закон в жилищную сферу, делится Роман Алексеевич Назаров, руководитель Группы компаний «Стабильность», специализирующейся на управлении многоквартирными домами.
– Идея, я считаю, правильная. Все же управлять компаниями должны компетентные люди, которые хорошо знают сферу ЖКХ и могут сделать выбор между компетентным и некомпетентным специалистом. Пока же в этой сфере действительно много нечистоплотных людей, больше радеющих о своем кармане, а не о ремонте, к примеру, прохудившейся крыши. Государство отпускает деньги на капремонт, а мошенники часть их, как правило, используют не по назначению.
– И не только государсвенные…
– Да. Порой собирают квартплату, а потом не перечисляют организациям, которые отпускают в дома воду и тепло. Скандалы, отключение воды, тепла. Суды. Склоки. И если даже удается заменить руководство управляющей компании, то деньги вернуть не всегда просто.
– Да и снять-то их с этой хлебной должности порой не всегда просто.
– Верно. Потому как за их спинами стоят, мягко говоря, заинтересованные люди. Вот они-то им и помогают создать компанию по управлению домами, а потом и покрывают темные делишки такого рода руководителей.
– Часто в прессе можно прочитать то об одном, то о другом скандале, которые сотрясают сферу ЖКХ. Я имею в виду, например, случаи, когда на один дом – две управляющие организации, которые шлют жильцам каждая свои счета. По какому платить? Люди в этом порой разобраться не могут.
– Согласен, липовое ТСЖ, липовая управляющая организация – это большая на сегодня проблема. И опять же здесь дело не обходится без помощи и поддержки ДЕЗов, а порой и управ. А доказать даже в суде то, что подписи жильцов были подделаны и такая организация неправомочна управлять, бывает довольно сложно. Это может тянуться месяцами. Особенно если таких людей поддерживает ДЕЗ. И чиновники, не заинтересованные в поисках правды, как правило, стараются ставить палки в колеса, они чинят всякого рода препятствия. То бумагу не дадут, то сделают специально ошибку. А представьте, если вы пришли в суд, а в документе обнаружилась ошибка. И что? Возврат и опять на несколько месяцев задержка….
– Но хуже, когда руководители нечистоплотных компаний нанимают темных личностей, которые угрожают всем расправой….
– К сожалению, и такое случается. Честных активистов мошенники не любят и используют все схемы, все влияние, а нередко и физическую силу, чтобы устранить их от управления домами.
– И вот, возвращаясь к СРО, смогут ли они стать тем ограничителем или фильтром, не пропускающим на рынок ЖКХ такие компании? Что вы думаете по этому поводу?
– Теоретически это действительно хорошо. СРО – это компетентные люди, которые абы кого не примут в свои ряды. Но это только в теории хорошо. Думаю, что на практике будет не все так гладко. Помните поговорку: «Гладко было на бумаге, да забыли про овраги». А оврагов, к сожалению, пока немало. Первая и самая главная проблема – насколько компетентна будет это самая СРО, её руководство. Их же с Марса не пришлют, это же опять будут свои. Да, создадут СРО более энергичные. Но кто поручится, что их энергия и знания пойдут на благие цели. Не думаю, что с принятием закона отпадут все проблемы.
– Кроме того, как утверждают противники обязательного членства в СРО, вступительные и ежегодные взносы в организацию станут нелегким бременем для ряда компаний.
– Для небольших – это действительно проблема. 100 тысяч рублей все же сумма, которую наверняка придется собирать с жильцов дома. Понятно, что граждане этому не обрадуются. В свою очередь, для крупных компаний, в чьем управлении порой находится целый небольшой городок, это очень мало. И об этом бы стоило подумать депутатам, ведь еще есть время, закон принят только в первом чтении.
– Вы считаете, что государству пока рано отпускать ЖКХ в «свободное плавание»?
– Думаю, что да. После ухода государства от контроля этого сектора и перекладывания этой функции на СРО злоупотреблений и нарушений в ЖКХ станет наверняка больше. Контроль за деятельностью коллег предлагается возложить на членов самой СРО. Это не совсем верно. Будет ли у меня, к примеру, время следить за тем, что делается в других компаниях, если я заинтересован в качественной работе своей собственной? Вряд ли. И опять найдутся «энергичные» люди, для которых личное обогащение станет приоритетом.
– Может, тогда нанять спецов, которые будут следить…
– Может, но где их найти. Кроме того, если даже и найти, то за какие ниточки они смогут дергать, чтобы повлиять на недобросовестные компании. Одним словом, много вопросов, на которые пока нет ответов.
– Наверное, стоит поменять какие-то статьи закона, пока еще есть время.
– Думаю, что это будет сделано, если судить по выступлению председателя комитета Госдумы РФ Галины Хованской. Она тоже не совсем удовлетворена данным законом. Вот что она сказала на одной из встреч с журналистами:
«Я не сторонница обязательного членства управляющих организаций в СРО. Могу объяснить, почему. Членство в СРО – это вопрос репутации фирмы. С моей точки зрения, каждый член этой организации должен иметь страховку, которой можно было бы компенсировать нанесенные дому убытки. Наличие страховки должно стать обязательным условием для заключения договора управления. Как и документ об образовании или о переподготовке в подтверждение профессионального уровня. У нас жуткий дефицит профессиональных управленцев в этой сфере. Как правило, это бывшие начальники ДЕЗ, начавшие карьеру дворником или техником. Практика хорошая, а образования нет. А ведь подготовка должна включать в себя не только техническую, но и экономическую, юридическую, психологическую составляющую. Нам предлагается обязательное членство управляющих организаций в СРО. Тем нарушается право собственника выбрать УК, которая не является членом СРО. Это, по сути, запрет на профессию. И если в строительстве введение обязательного саморегулирования было связано с отменой лицензирования, то в сфере управления недвижимостью это связано только с волей властей. Два основных требования – профессионализм и страхование в законопроекте упоминаются как-то между строк».
Как говорится, ни убавить, ни прибавить. Все четко и ясно. Думаю, что позицию Хованской разделяют многие депутаты, кто хоть что-то понимает в этой отрасли. Мы надеемся, что все же окончательная редакция претерпит изменения. И что в окончательном варианте будет принят закон, направленный на развитие ЖКХ, а не на гибель этой важной отрасли.
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте