Бизнесмены научились зарабатывать на бабушкиных диванах и сезонных вещах. В Москве бизнес по сдаче в аренду площадей для хранения домашнего скарба оказался в три раза доходнее индустриальных складов.
Узкий коридор, по обеим сторонам — опломбированные двери. На первый взгляд кажется, что находишься в коридоре какой-то гостиницы, но на самом деле это склад индивидуального хранения, или так называемый self storage. В "номерах" "живут" вещи: велосипеды, лыжи, домашняя мебель или одежда, которые на временное хранение сдают владельцы квартир.
Рынок складов для частных лиц начал развиваться в России во время кризиса и был создан предложением, а не спросом. "Сначала появилась услуга, люди стали узнавать о ней, и постепенно сформировался спрос",— говорит гендиректор компании "Сити-бокс" Алексей Тулешов.
Самый громкий проект на рынке принадлежит экс-владельцу Одинцовской кондитерской фабрики Андрею Коркунову: в конце 2008 года шоколадный магнат объявил о запуске нового бизнеса self storage — компании "Мобиус". Спустя два с половиной года участники рынка говорят, что их ожидания оправдались. Например, количество арендаторов компании "Мобиус" ежегодно увеличивается в три раза и на сегодняшний день составляет 2 тыс. Его конкуренты, а их в Москве около десятка, своей динамикой развития тоже довольны. По словам Тулешова, за первые четыре месяца ему удалось полностью сдать в аренду склад площадью 2,5 тыс. кв. м.
По подсчетам СФ, выручка "Мобиуса" в 2011 году составила около 125 млн руб., а "Сити-бокса" — 18 млн руб. Относительно скромные показатели выручки self storage с лихвой компенсируются 40-50-процентной рентабельностью по валовой прибыли.
"На российском рынке коммерческой недвижимости сейчас практически нет проектов, которые могут приносить рентабельность более 15% годовых. Такие доходы есть только у девелоперов жилья",— говорит гендиректор агентства недвижимости DNA Realty Антон Белых.
Привлекательная рентабельность self storage достигается за счет высоких цен на услугу (800-1100 руб. за 1 кв. м в месяц), о которых, к слову, американские компании могут только мечтать. Например, через сайт Priceselfstorage.com частное лицо может арендовать 1 кв. м склада, расположенного в Южной Калифорнии, за $1,1 в месяц (36 руб.).
Но самое заманчивое в бизнесе self storage — потенциальная емкость российского рынка. Действующие игроки на сегодняшний день управляют в общей сложности 12-15 площадками в Москве и Санкт-Петербурге. По данным соучредителя проекта "Мобиус" Владимира Зингера, в Нидерландах число таких точек составляет 280, а по всей Европе — 7 тыс. Москва и Московская область с населением 18 млн жителей могут вместить не одну сотню таких объектов. Компании "Складовка", "Сити-бокс", Red Box Со. открывают по одному складу в каждом административном округе столицы. "Сити-бокс" планирует в ближайшие пять лет построить в Москве и миллионниках 24 объекта общей площадью 100 тыс. кв. м "Мобиус" собирается за два года вырасти с шести площадок до 25.
Под чужой крышей
"Российский рынок будет готов к self storage лет через десять",— говорит сооснователь питерского проекта "Кладовки.Нет" Петр Манько.
В конце 2008 года маркетолог вместе с коллегой Алексеем Вороным арендовал склад площадью 150 кв. м. На оснащение помещения и продвижение услуги ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте