ИННОВАЦИОННАЯ «ШИЗОФРЕНИЗАЦИЯ»
Из доклада Г.Малинецкого вырисовывается недвусмысленная картина. С одной стороны, только инновационная модель развития позволит России не распасться, и власти это признают. С другой стороны они же, говоря об инновационном прорыве РФ, на деле наносят тяжелейшие удары по тем сферам и структурам, от которых зависит успех перехода страны на инновационную модель экономики. Налицо настоящая «шизофренизация». А на фоне этого США ускоренными темпами движутся в новый технологический уклад, строят новый мир. Их планы впрямую угрожают будущему РФ, бросают нам вызовы. Американцы, в отличие от нас, активно создают Будущее.
Первый пример «шизофренизации» - бездарная реформа образования в РФ, связанная с «болонизацией» и введением единого госэкзамена (ЕГЭ). Эти «инновации» реально ведут к разрушению основы основ инновационного развития - высококачественного русско/советского образования. Качество обучения падает. При этом и ЕГЭ, и всякие бакалавриаты-магистратуры в штыки встречается большинством общественности. Тем не менее, «реформа» продолжается.
Модернизация российского образования
► Болонская конвенция
► Переход к системе «бакалавриат+магистратура»
► Единый государственный экзамен
ЕГЭ-2008
Двойки:
- Математика - 23,5%
- Русский язык - 11,2%
По словам профессора Малинецкого, у него сейчас «на отзыве» - федеральный госстандарт по шести специальностям, где Институт прикладной математики РАН - признанный лидер. Это касается прикладной математики, математики и механики, математического моделирования. И уже видно: так называемые бакалавры в этих специальностях никакого знакомства с наукой не получат. Идет сокращение аудиторных часов: там, где в СССР было 36 часов, новый стандарт оставляет 27.
- То, что творится сейчас - симуляция, имитация образования, - рассказывает заместитель директора ИПМ. - Читая лекции в МГТУ имени Баумана, в Физтехе и МИФИ, я это отлично вижу. Студенты не учатся, как в СССР, пять-шесть лет. Реально посещая занятия два с половиной года, они затем, как говорят в шутку, получают специальность «слесаря-программиста» и уходят работать на неполный день, за тысячу долларов в месяц. А учеба идет побоку...
Но что будет со страной, если образование наше развалится? А его - под речи об инновационном прорыве РФ - именно разваливают!
СЛОМАННЫЙ ЦИКЛ
Вторая игнорируемая властью проблема - слом инновационного цикла. Каким он был в СССР? Сначала - фундаментальные исследования, условно говоря - на рубль. Потом - прикладные исследования, уже - 10 рублей. Далее шло создание технологий и вывод их на рынок - это уже 100 рублей затрат. Потом следовала реализация новых товаров и услуг, осуществление появившихся возможностей. Затем шла экспертиза всего этого, выявление возникших проблем и постановка новых задач - и снова начинались фундаментальные исследования. Весь этот цикл в РФ разгромлен. Нет больше прикладной науки. Негде использовать новые разработки: в России погибли высокотехнологичные промышленные гиганты. Есть отличные биотехнологии, но нет нашего «Проктора и Гэмбла», который их мог бы востребовать. Что толку от великолепных исследований в аэродинамике, если больше нет отечественных аналогов «Боинга» - фирм Туполева, Яковлева, Ильюшина, Антонова? Авиастроение в РФ еле теплится. Разрушение образования - тоже слом инновационного цикла. Экспертизы тоже больше нет, попытки ее восстановить блокируются на всех уровнях. Еще в 2001 году президент В.Путин поставил перед наукой задачу: проводить экспертизу решений, принимаемых государством, строить прогнозы и планы на будущее, создать систему предупреждения чрезвычайных ситуаций. И что же ...
Комментарии
(4)#Последние комментарии на сайте