10.03.2025
Новости компаний, пресс- и пост-релизы
10.03.2025
Новости компаний, пресс- и пост-релизы

Дефектная ведомость

С тех пор как в России завелся бизнес, а тому уж ни много ни мало — четверть века — целое трудовое поколение, — с тех самых пор просвещенная публика недовольна его моральным уровнем. Бизнес, рынок, здоровая конкуренция — это, конечно, хорошо, но, господа! Бизнес должен быть нравственным, цивилизованным, а у нас он — увы! — безнравственный, не такой, как грезилось в кафедрально-кухонных мечтаниях.

Предпринимателей у нас не любят. Впрочем, надо сказать, не только у нас. Не надо воображать себя национально исключительными, хотя бы и по этой части. Предпринимателей и вообще людей выше среднего достатка не любят везде. Особенно тех, которые разбогатели недавно. Французы, например, еще так-сяк прощают историческое, наследственное богатство (по принципу “сын за отца не отвечает”), но недавние, сегодняшние, тепленькие денежки не простят ни за что на свете. Итальянцы, узнав, что кто-то разбогател, в первую очередь задаются вопросом: “А где он это украл?”. Надо видеть, с какой специфической интонацией и ужимочкой произносит средний итальянец: “Un arrichito!” — разбогатевший.

Есть только одна страна в мире, где с детским восторгом выслушиваются success stories — истории о том, как кто-то сделал деньги с нуля. Эта страна, как легко догадаться, Соединенные Штаты Америки. Сравните ауру (наукообразно выражаясь, “коннотации”) слов self-made man и nouveau rich. Английский селф-мейд мен — это прекрасно, уважаемо, достойно восхищенного подражания. А французский нувориш — это… ну, сами знаете, что это такое. А ведь по существу эти слова значат одно и то же: человек, самостоятельно и недавно заработавший свои деньги.

Моральные претензии к предпринимательскому классу перечисляем, не особо задумываясь — все это известно каждому из практики, из книг, из телевизора и вообще носится в воздухе. Предприниматели “кидают” друг друга и вообще всех подряд — это их основное профессиональное занятие. Захватывают чужие бизнесы. Не платят налогов — из чего социалку развивать будем? Не развивают промышленность, а все только купи-продай. Обманывают покупателей, впаривая некачественные товары и услуги. Трудящихся за людей не считают. Дают взятки чиновникам. Не занимаются благотворительностью. Выбрасывают деньги на пьянки с девочками, а нет бы отдать старушкам. Имеют низкий культурный уровень, темны и невежественны. И вообще все они — бывшие бандюки.

Ежели кто думает, что я примусь этот список опровергать, то он не прав. Не примусь. Потому что все перечисленное — истинная правда. Такие именно они и есть, российские нувориши. Почему нувориши? А просто. Бизнес-то у нас молодой, все миллионеры-миллиардеры — в первом поколении. Не каждый предприниматель выполняет все пункты народных претензий разом, выполняй он все разом — вышло бы чересчур картинно. Опереточный злодей бы получился, а не скромный отечественный бизнесмен. Вот я, к примеру, никого не кидала, а налоги “оптимизировала”. Пыталась сыграть роль отечественного производителя, но взятки давала. Денег не выбрасывала, но и благотворительностью особенно не занимаюсь… Конечно, многое зависит и от отрасли: водочный торговец — это одно дело, а IT-бизнесмен — другое, разные это персонажи. Но только вот не следует надеяться, что в будущем, в том неопределенно-светлом будущем, в которое мы иногда по привычке верим, возобладают айтишные интеллектуалы. Все это — наноманиловщина, ничуть не меньшая, чем представления нашего детства о том, что в ближайшее время мы все улетим на Луну и работать будем на межпланетных станциях. Большая часть деятельности есть и будет проста и даже брутальна: строительство, простое производство (отнюдь не нано), сельское хозяйство и переработка сельхозсырья. Плюс торговля всем подряд. Соответственно и предприниматели будут — простые ребята. Других предпринимателей у Господа Бога для нас нет. Так что нашему народу удивительно не везет: климат — холодный, история — повышенно трагическая, теперь вот новая напасть — аморальный бизнес. И откуда только эта напасть прилетела и почему именно на наши головы?

Из кого же сформировалась наша предпринимательская прослойка? Не требуется особого умственного напряжения, чтобы ответить на этот вопрос. Из нас с вами она и сформировалась. Иностранцы в нашем бизнесе — скорее редкость, хотя мы и ждем их уж третий десяток лет — со времени выхода закона о совместных предприятиях. Но наш Штольц все не едет, и, знаете, я его понимаю. В любом случае иностранное участие — дело немассовое и касается только очень крупного бизнеса. В мелко-среднем бизнесе у нас орудуют строго национальные кадры. Так что уродства организовали наши любезные соотечественники. Всем миром. Соборно организовали.

Помните, на рубеже 80—90-х, еще в эпоху кооперативов, бытовало выражение “уйти в бизнес”? В бизнес уходили инженеры, ученые, учителя, труженики бесчисленных НИИ и “почтовых ящиков”, госслужащие тоже уходили. Это сегодня госслужба — сама по себе бизнес, тогда-то все было патриархально-скромненько. Вот они-то и сформировали современное “третье сословие”. И продолжают формировать, потому что в него вливаются новые пришельцы: врачи, инженеры, учителя, военные. Лица без профессий. “Юноши, обдумывающие житье” и пришедшие к выводу, что “так жить нельзя”. Все они пытаются “замутить бизнес”, как теперь принято выражаться, и удержаться в нем. Не буду рассуждать о дальнем и абстрактном. Вот пример ближнего и хорошо известного. Наша семья участвует в нескольких бизнесах. Какие-то нам принадлежат полностью, какие-то наполовину, но все они созданы с нуля и непосредственно нами — это типичный средний бизнес. Кто мы? Инженер-физик, военный строитель, учительница и инженер-экономист химического производства. И это самое рядовое и типичное положение.

Вырисовывается пренеприятная история. Гадкие они, которые “кидают”, впаривают фуфло, коррумпируют чиновников — на самом деле это мы. Ровно те же самые мы, которые вместе учились в школе, жили по соседству, ездили в пионерлагерь, участвовали в олимпиаде по физике. Кстати сказать, точно такие же мы — это ненавистные всем чиновники. Взяточники, распильщики бюджетов, гонители и утеснители, продавшие и разворовавшие Отчизну. Говорить о моральном облике, как выражались в оны дни, предпринимательского сообщества — это говорить о моральном уровне всего общества. Бизнес, а равно политика, госуправление и все остальное, у нас ровно таковы, какова господствующая общественная мораль. Не выше, не ниже. Мысль неприятная. Но, к сожалению, это так. Все, что делает человек, — это эманация его духа и производное его морали. Есть даже такая мысль, что именно конкуренция моральных норм является базой эволюции человеческих сообществ. Побеждают те, у кого мораль выше. Такая конкуренция играет ту же роль, какую естественный отбор — в природном царстве. Эта мысль высказана австрийским экономистом и философом Ф. Хайеком в книге “Преступная самонадеянность”. В начале 90-х Хайек вошел в интеллектуальную моду вместе с неолиберализмом, которого он придерживался, вместе с либерализмом из моды и вышел. Но и немодные мысли могут быть полезными и ценными.

Мы, давно и надолго ушибленные школярским истматом, привычно думаем обратное. Вот-де жизнь такая — ну и мы такие: лживые, ленивые, жуликоватые. А была бы жизнь другая — вот бы тогда… Было бы у нас правовое государство: нормальные законы, цивилизованные порядки, помощь малому бизнесу со стороны государства — тогда и люди, естественно, вели бы себя по-другому. А так — от нас ничего не зависит. Истмат изумительно наложился на нашу родную обломовщину и привычку “всякое несчастье вешать, как кафтан, на чужой гвоздь”, как верно заметил великий автор “Обломова”.

На самом деле и бизнес, и жизнь во всех ее аспектах — ровно таковы, какова общественная мораль. Хотелось бы, конечно, чтобы добрые, но невезучие мы были такими, каковы мы есть: врали бы, ленились, опаздывали, тянули по мелочи что плохо лежит; а вот они были бы всегда безукоризненны, корректны и профессиональны, словно герои брошюры “Английский для делового общения”. Хотелось бы, но, к сожалению, так не бывает. И нужно собраться с духом и признать этот факт как обстоятельство ...

Читать далее на http://magazines.russ.ru/
При размещении активная ссылка и указание автора обязательны!
Вам понравилась статья?
0

Комментарии

(0)#

Последние комментарии на сайте

Только авторизованные пользователи могут добавлять комментарии.

Новости недвижимости:

00
Первый ДСК начинает строительство паркингов в Ленинском городском округе в рамках ЖК «1-й Донской»

Первый ДСК начинает строительство паркингов в Ленинском городском округе в рамках ЖК «1-й Донской»

Первый ДСК получил разрешение на возведение трех паркингов в рамках проекта «1-й Донской» в Ленинском городском округе. Наземные автостоянки рассчитаны более чем на 1400 машиномест.
00
VSN Group, логотип группы

VSN Group: новостройки бизнес-класса составляют 45% рынка в пределах ТТК

Между Садовым кольцом и ТТК сегодня реализуются 64 проекта новостроек, наибольшую долю из которых занимают новостройки бизнес-класса, составляющие 45% от общего числа.
00
ЖК «СОЮЗ»

Балконы во всех квартирах есть только в четверти премиальных домов Москвы

Выпить чашку горячего кофе на рассвете или почитать книгу на открытом воздухе — лишь малая часть сценариев отдыха, доступного жителям квартир с балконами.
00
Сходненская улица, владение 42. Стартовая площадка по реновации

Программа реновации: на Сходненской улице появится новый дом

Согласован проект многоквартирного дома по программе реновации в районе Южное Тушино. Новостройка будет расположена по адресу: Сходненская улица, владение 42.
00
Девелоперская компания SMINEX, логотип компании

Ситихаусы стали самым востребованным редким форматом элитной недвижимости

В начале 2025 года в продаже на рынке Москвы находилось 1456 лотов высшего ценового сегмента. 229 из них — редкие форматы: пентхаусы, ситихаусы и виллы.
00
Ricci логотип

Обзор инвестиционного рынка недвижимости. Итоги 2024 года

В 2024 году на рынке недвижимости сохранялась высокая инвестиционная активность, объем сделок достиг рекордных уровней, и из-за инфляции, наблюдаемой в экономике, в том числе.
00
Школа от группы Абсолют, графика

Более 400 новых рабочих мест появится в 2025 году в объектах образования Новой Москвы

В этом году в микрорайонах «Первый Московский» и «Переделкино Ближнее» (ТиНАО) планируются к открытию три новых образовательных учреждения.
00
Intermark Real Estate (ранее Savills в России), логотип компании

Спрос на элитное жилье вернулся на докризисный уровень 2021 года

Прошедшая зима оказалась очень успешной для рынка элитных новостроек Москвы. Спрос на первичном премиальном рынке побил рекорды последних четырех лет и вернулся к показателям докризисной зимы 2020-2021 гг.
00
Компания Est-a-tet - инвестиции в будущее

Топ готовых ЖК бизнес-класса, где можно приобрести квартиру в рассрочку

Во второй половине 2024 года на смену ипотеке пришли различные программы рассрочек, предоставляемые девелоперами. В начале 2025 года на долю сделок с рассрочкой приходится порядка 40% от их общего количества.
00
Метриум Групп, логотип компании

Лидеры «премьер» – рейтинг девелоперов Москвы по старту продаж новостроек

Аналитики компании «Метриум» составили рейтинг девелоперов Москвы по суммарной площади корпусов, которые появились в продаже в новых проектах 2024 года.
00
В Калининграде завершили строительство уникального здания-шара «Планета Океан»

В Калининграде завершили строительство уникального здания-шара «Планета Океан»

«СтройМонолитСервис», входящий в Группу компаний «Ориентир», завершил строительство экспозиционно-образовательного корпуса «Планета Океан» для Музея Мирового океана в Калининграде.
00
Девелоперская компания Level Group, логотип

За время строительства офисы дорожают в среднем на 40%

Аналитики консалтинговой компании Core.XP и девелопер Level Group провели совместное исследование динамики изменения цен продажи площадей в бизнес-центрах Москвы в зависимости от стадии строительства.
00
Департамент города Москвы по конкурентной политике, логотип ведомства

На торги выставили шесть нежилых помещений на Варшавском шоссе

На торги выставлено шесть помещений, площадь которых варьируется от 44,3 до 455 квм. Объекты свободного назначения расположены на Варшавском шоссе вблизи станций метро «Варшавская» и «Аннино».
00
Строительство дома по каркасной технологии

Каркасные дома под ключ: преимущества, особенности и этапы строительства

Строительство загородных домов сегодня представляет собой разнообразие современных технологий, среди которых одним из самых популярных решений являются каркасные дома.
Или войти с помощью: