Под неумолчный гул разговоров об инновациях, нано- и прочих сказочно передовых технологиях наш народ неуклонно дуреет.
В самом простейшем, нефигуральном смысле.
Вернее в двух смыслах.
Во-первых, его, народа, фактическое образование неуклонно ухудшается и уменьшается, т.е. он всё меньше понимает законы природы и общества, а также умеет что-то делать руками. С каждым годом утончается прослойка людей, фактически имеющих профессию, т.е. умеющих что-то делать гораздо лучше, чем это будет делать первый встречный, который прошёл мало-мальский инструктаж и кое-как "наблатыкался" (словцо Пелевина). Дипломов-то у нас навалом, университетов - в каждой подворотне. Я даже удивляюсь, всякий раз, когда вижу тётеньку, продающую дипломы в переходе метро: кому они ещё нужны? Вроде уж все одипломились - ан нет, есть ещё спрос. Так что я не о дипломах - я о фактических знаниях и умениях. Вообразите: вот исчезли все дипломы, испарились - кем бы мы были? Ну, все эти бессчётные экономисты, юристы, психологи, менеджеры?
А тем, чем они являются уже сегодня - никем.
Но это про знания. А многознание, как известно, уму не научает. Это изрёк ещё отец эллинской мудрости, Гераклит. И правильно изрёк. Бывает: хоть невежда, а ум имеет. Знаний нет, а соображаловка работает.
Как у нас с этим? А ровно так, как и со знаниями. Дуреем. Соображаем всё хуже и хуже. Это во-вторых.
Давайте перенесёмся, как любят писать в детских книжках по истории, на сто лет назад.
Что знали и умели люди в те времена?
Да уж точно побольше нашего.
Образованная публика.
Не будем трогать каких-то великих людей или там высшую прослойку. Возьмём то, что сейчас называют средним классом: инженеры, присяжные поверенные, гимназические учителя, банковские работники, врачи, офицеры и их жёны. О них многое известно: это герои Чехова, Куприна, Теффи, Аверченко, о них много осталось воспоминаний - словом их жизнь для нас не за семью печатями.
Женщины, как правило, не работали (были исключения, но погоды они не делали - массовая женская работа началась после революции). Но сколько же они всего умели! Умели шить, вязать, вышивать - на непредставимом сегодня уровне. Собственно, дамские рукоделия теплились у нас до перестройки, их вывел китайско-турецкий ширпотреб. Шить-вязать -вышивать умели женщины всех слоёв населения. Это была социальная норма.
А шить-вышивать - не в твиттере чирикать: тут соображать нужно, как ткань разложить, как что к чему притачать; тогда ведь не было готовых выкроек и прочих полуфабрикатов.
Говорят, что развитые пальцы вострят ум. Вполне вероятно, ведь легендарная обезьяна превратилась в человека, когда взяла в руки орудие труда.
Умели дамы музицировать, впрочем, и мужчины тоже массовым порядком умели. Знали ноты и умели играть по нотам, что теперь, говорят, и звёзды шоу бизнеса умеют через два на третий. А за этим всем стоял труд, упражнение, учение. Учение, развивающее ум.
Танцевать умели - определённые, порою и сложные, танцы, а не "трясучку" с "толкучкой", как наши современники.
Все люди образованного класса знали французский и немецкий (английский - гораздо реже, разве что высшая аристократия). Не всегда умели бегло говорить, это умели только те, кто учился с детства у гувернантки-иностранки. Обычно хорошо говорили дворяне, но и интеллигентные разночинцы в общем и целом - умели, понимали, говорили. Это считалось опять-таки социальной нормой, а вовсе не какой-то великой заслугой, как сегодня. Помню, бабушка моей приятельницы, прочитав в её дипломе "специальность - иностранные языки", убеждённо заявила: "Нет такой специальности - иностранные языки. Языки - это просто языки и больше ничего". Старорежимная была бабка. Сегодня люди специально поступают в ин-яз, где пять лет мусолят полтора языка. То есть то, что сто лет назад было просто социальной нормой, сегодня - профессия.
Мужчины, кончившие классическую гимназию, прилично знали латынь и древнегреческий. Я обратила внимание: Чехов, иногда писавший в своих рассказах какие-то латинские слова, их ставил в тот падеж, который требовался в русском ...
Комментарии
(6)#Последние комментарии на сайте