Просрочка по кредитам, выданным российским компаниям, продолжает расти. Самое тяжелое бремя испытывают сегодня автозаводы, авиаперевозчики, лесопромышленники и нефтяники.
Общий объем корпоративного портфеля по данным Банка России на 1 июля превысил 12 трлн рублей, из которых почти 30%– валютные обязательства. Доля просроченной задолженности - 4,5%. Почти четверть всего кредитного портфеля составляют ссуды торговым компаниям – в целом по России они должны банкам более 3 трлн рублей. Второе место занимают девелоперы (1,4 трлн рублей), третье – строители (1,1 трлн).
Однако большая часть работающих в этих отраслях компаний своевременно обслуживает долги. Так, доля просроченной задолженности у компаний, осуществляющих операции с недвижимостью и сдачей ее в аренду составила всего 2,7%. У строителей просрочка меньше 5%, что соответствует среднему уровню.
Куда больше проблем у совсем других отраслей, причем, так называемого реального сектора экономики. Например, автопроизводители вовремя не погасили уже почти 10% выданных им кредитов, большая часть из которых выражена в иностранной валюте. Доля просрочки у добывающих предприятий топливно–энергетического комплекса (нефтяники, угольщики и пр.) превысила 8%, у лесопереработчиков – 7,6%, у авиакомпаний – 7,2%. Относительно высокий уровень просрочек у предприятий пищевой промышленности (почти 7%).
Кто виноват?
Опрошенные финансисты уверены, что основная причина кризиса в снижении спроса на отдельные виды производимой заемщиками продукции, а также высокой зависимости самих компаний от заемных средств. По мнению президента Ассоциации банков Северо-Запада Владимира Джиковича, самые серьезные проблемы возникли у компаний, ведущих жилищное строительство: «В большей части оно финансировалось за счет заемных средств, а в кризисной ситуации платежеспособный спрос на квартиры резко снизился. Аналогичные проблемы и у автопроизводителей. Кроме того, заказов лишились предприятия, ориентирующиеся на инвестиционные проекты крупных компаний (например, «Газпрома»). Поставщики оборудования и иной продукции брали кредиты исходя из перспектив участия в таких программах, а их секвестирование лишило их дохода и возможности вовремя погасить долги».
Однако у каждой кредитной организации свои «черные списки» отраслей. Например, по словам Натальи Григорьевой, начальника кредитного управления Санкт–Петербургского филиала Национального резервного банка, к проблемным отраслям относятся строительство, производство и дистрибуция автомобилей, а также коммерческие и производственные компании, специализирующиеся на товарах не первой необходимости. «Те предприятия, которые были ориентированы ...
Комментарии
(2)#Последние комментарии на сайте