В Госдуму внесен законопроект о госрегулировании торговли. В проекте, одобренном правительством, по настоянию Федеральной антимонопольной службы в последний момент появились новые положения, которые фактически ставят крест на развитии сетевых магазинов. Если они останутся без изменений, «доминирующие» ритейлеры не смогут строить новые объекты и покупать действующие. Участники рынка отмалчиваются, ожидая, что к третьему чтению скандальные новеллы исчезнут.
В проекте закона «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ», который 13 июля одобрил президиум правительства РФ, за считанные дни до внесения в Госдуму появились поправки от ФАС. Речь идет о том, что сети с доминирующим положением в субъекте Федерации «не вправе приобретать для целей торговой деятельности по любым основаниям дополнительные торговые площади, в том числе путем введения в эксплуатацию новых торговых объектов, и участвовать в торгах по их приобретению». При этом под сетью понимается более двух торговых объектов с общим коммерческим обозначением, принадлежащих одному и тому же хозяйствующему субъекту. Сетям с долей рынка более 25% или годовым оборотом свыше 1 млрд рублей фактически запрещается покупать помещения и строить новые магазины, но разрешается арендовать площади под расширение бизнеса.
Некоторые эксперты полагают, что эта поправка говорит о последовательности федерального правительства в поддержке малого и среднего бизнеса. Малые бизнесмены традиционно выступают против «засилья сетей», обвиняя их в том, что крупные ритейлеры, по сути, монополизируют рынок, исключая возможность конкуренции.
Но предыдущая редакция законопроекта (до поправок ФАС) в целом устраивала как мелкий бизнес, так и торговых гигантов. Одно из наиболее существенных положений документа, который разрабатывался в течение последних двух лет, посвящено размещению нестационарных торговых объектов. В нем, в частности, указывается, что для таких объектов регионы должны разработать специальные адресные схемы, основанные на нормативах обеспечения населения объектами торговли. Причем обратного действия это положение не имеет: когда его примут, оно не станет основанием для ликвидации уже действующих нестационарных магазинов. Как минимум половина этого адресного перечня должна быть отдана малым бизнесменам. Саму схему, а также все вносимые в нее изменения, надлежит публиковать в интернете, а также в официальных печатных СМИ региона. Это вселяло в представителей малого и среднего бизнеса надежду на некоторые гарантии в отношении развития мелкой розницы. В то же время проект не отбирал хлеб и у крупных сетевиков. «Закон получился компромиссным во всех ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте