Кадастр, эта основа рыночной экономики, в России не существует. Готовятся законодательные новации. Что они дадут? Об этом беседуем с председателем комитета ТПП РФ по оценке и экономике недвижимости Олегом Скуфинским.
- В Думе находится законопроект о внесении изменений и дополнений в закон об оценочной деятельности. В чем суть?
- Главное - функции заказчика закрепляются за Российской Федерацией. Когда заказчиком оценки выступает сторона, заинтересованная в конечном результате, вряд ли можно рассчитывать на объективность.
- На чем основано недоверие к регионалам?
- В феврале мы совместно с Роснедвижимостью выявили факты утверждения органами власти десяти субъектов Федерации искаженных результатов кадастровой оценки. В среднем кадастровая стоимость оказалась завышенной в 3-4 раза. А в Удмуртии размер налоговой базы для установления земельного налога, арендной платы и выкупных цен был завышен в 50 раз, в Северной Осетии - в 30 раз.
- Оценщики тоже люди, которым свойственно ошибаться. Как часто это случается?
- Вы затронули один из самых больных вопросов. По состоянию на март в стадии судебного разбирательства находилось более 300 дел по кадастровой оценке. Поводом к тому послужили не только возможные ошибки в работе оценщиков, но и нарушение процедурных вопросов со стороны органов власти, некорректные данные об объектах оценки, полученные из кадастра, и т.д.
В случае когда спор происходит из-за несогласия с кадастровой стоимостью, то базой сравнения является рыночная стоимость. Причин несоответствия кадастровой и рыночной стоимостей может быть несколько. Во-первых, недоброкачественная работа оценщика, во-вторых, неверная исходная информация, в-третьих, неучет при кадастровой оценке каких-либо локальных ценообразующих факторов. Одно дело - определить стоимость одного объекта, другое - провести кадастровую оценку сотен тысяч объектов в сжатые сроки на обширной территории, не проводя такого тщательного исследования, как при индивидуальном подходе. В большинстве зарубежных стран, понимая эту ситуацию, предусмотрели два механизма. Первый - когда налоговая база объекта устанавливается с "дисконтом", например, 75 процентов от кадастровой стоимости. Второй - досудебный порядок урегулирования споров. Кстати, упомянутый выше законопроект предусматривает досудебный порядок разрешения споров по кадастровой оценке.
- Можно ли что-то сделать для повышения качества самой кадастровой оценки?
- Считаю, что это одна из основных задач, которая стоит перед всеми участниками процесса. Но решается она непросто и небыстро. Для этого требуется достаточное количество специалистов. Высшая школа таких не готовит, а специализированные семинары носят несистемный характер. Поэтому первая задача - организация подготовки квалифицированных специалистов. Вторая - ужесточение входных и квалификационных требований к участникам конкурсов. Ведь дело дошло до того, что проводятся аукционы или конкурсы, в которых основными критериями выступают цена и срок. Это привело к тому, что результаты выполненных работ годами не утверждаются из-за непрохождения государственной экспертизы и (или) неспособности победителя конкурса выполнить работы. Мнимая экономия средств оборачивается гораздо большими бюджетными и ресурсными потерями. Недавние законодательные поправки создали основу для усиления квалификационной компоненты, но важна еще и правоприменительная практика норм закона со стороны органов власти.
- Вы упоминали об ошибках, вызванных некорректностью данных кадастра. Насколько российский кадастр недвижимости отвечает современным требованиям?
- Судьба у российского кадастра не самая завидная. Ведомство, отвечающее за его создание, в течение пятнадцатилетнего своего существования около пятнадцати раз реорганизовывалось. Кадастр унаследовал эту судьбу. Могу сказать с уверенностью, что он не отвечает современным требованиям.
Закон "О государственном кадастре недвижимости" информационно выхолощен и однофункционален, он "работает" только на регистрацию прав. А в развитых зарубежных странах кадастр построен как многофункциональная единая информационная система, обслуживающая интересы граждан, бизнеса и государства.
В России пока можно говорить только о наличии земельного кадастра. Его основное наполнение произошло благодаря реформе земельного налога, когда у органов власти возникла мотивация поставить на учет максимальное количество земельных участков как объектов кадастровой оценки и налогообложения.
Кадастр недвижимости только еще предполагается создавать на основе таких, прямо скажем, недешевых мероприятий, как инвентаризация архивов БТИ, аэрофотосъемка, землеустроительные мероприятия и т.д. Кроме того, в соответствии с законом кадастр формируется на основе "заявительного принципа". Следовательно, формироваться он будет очень и очень долго. Только фискальная мотивация, которая может появиться в результате реформирования имущественных налогов и введения налога на недвижимость, может обеспечить быстрое формирование кадастра недвижимости. При этом досудебный порядок урегулирования споров явится эффективной "обратной связью" для повышения качества информации.
- Когда ожидается принятие поправок в закон об оценочной деятельности?
- В марте проведено заседание нашего комитета. Возражающих против законопроекта нет. Есть конструктивные предложения по его доработке со стороны профессионального сообщества и технические вопросы у представителей минюста. Полагаю, что разногласия устранимы. Согласно планам Комитета Госдумы по собственности первое чтение должно было состояться в апреле. Надеюсь, что до конца 2009 года его примут, так как вопросы уже "перезрели".
- Какова судьба единого налога на недвижимость, призванного заменить земельный и имущественный налоги?
- В известной программе "20/20" назван 2012 год как год введения налога на жилую недвижимость. На мой взгляд, правительству надо проявить твердость в вопросах реформирования имущественных налогов и введения налога на недвижимость в обозримые сроки. Такая твердость будет мотивировать скорейшее создание необходимой для развития экономики страны информационной инфраструктуры об объектах недвижимости. При этом нелишним для российского бизнеса будет выведение из-под налогообложения активной части основных фондов, что создаст стимулы для их модернизации.
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте