Порой витиевато переплетены страницы истории московского градостроения. Например, из археологических и реставрационных находок и архивной купчей явствует, что знаменитый дом на улице Рождественке, 11, строение 2 в давние времена принадлежал князьям Волконским. Тем не менее, основными «действующими лицами» в этой старинной усадьбе они были сравнительно недолго, и не оставили в судьбе Рождественки сколько-нибудь значительного следа. Биография древнего княжьего двора в основном связана совсем с другими именами.
Монастырский уголок
История самой улицы берет начало в 1386 году. Тогда княгиня Мария - мать серпуховского князя Владимира Андреевича Храброго (он был двоюродным братом Дмитрия Донского, его засадный полк решил исход сражения в битве с ордынцами) - заложила на высоком левом берегу реки Неглинной женский Рождественский монастырь в честь победы на Куликовом поле. Главным образом для вдов павших ратников. Как часто бывало в Москве, обитель дважды горела в XVI веке и дважды усердием насельниц (23 монахини и 200 послушниц) возрождалась. Здесь был уютный приют для сиротских девочек, которых обучали рукоделию.
Остается добавить, что в 1922 году прошлого столетия советские власти закрыли монастырь, точнее, перепрофилировали его под коммунальные квартиры для ответственных работников (рядом - Кремль), милицейских чинов и каких-то контор по типу «Рога и копыта». Через 70 лет древнюю обитель освободили от чужаков, и в монастыре вновь начались богослужения. Ну а короткая дорога, протоптанная сюда паломниками столетия назад, давным-давно превратилась в улицу Рождественку (с 1948 года она носила имя партийного деятеля А. Жданова), по обочинам которой сооружались усадьбы.
Вотчина Волынских
В начале XVIII столетия большинство земельных участков на улице Рождественке, равно как и один из роскошных дворов, принадлежало генерал-аншефу эпохи Петра I, бывшему губернатору Казани и Астрахани, графу из династии Рюриковичей - Артемию Петровичу Волынскому. По свидетельствам современников, его отличали не только отчаянная смелость, государственное мышление, но и чрезмерно крутой характер, раздражительность, вспыльчивость по любому поводу, а также непомерное честолюбие. Ну а в годы правления императрицы Анны Иоанновны он тайно питал патологическую ненависть к всесильному фавориту - герцогу (этот титул, по мнению большинства историков, он присвоил) Эрнсту Бирону.
В 1738 году, после написания сочинения «Генеральное рассуждение о поправлении внутренних государственных дел», А. Волынский становится кабинет-министром, то есть получает право единственным из высокопоставленных сановников докладывать государыне «о состоянии державы». В это же время генерал якобы (по слухам, но не документам) задумывает заговор, чтобы свергнуть Бирона. Среди ближайших товарищей по злому умыслу - крупнейший историк Василий Никитич Татищев, поэт и дипломат Антиох Кантемир, главный архитектор Петербурга Петр Михайлович Еропкин, другие известные лица.
Однако затея, если она и была, провалилась ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте