До конца 2009 года Государственная Дума планирует принять закон о передаче движимого и недвижимого имущества религиозным организациям.
Проект Закона «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения» разрабатывает Минэкономразвития РФ, которое нынешней весной вынесет документ на рассмотрение федерального правительства. Некоторые эксперты в сфере недвижимости уже заявили, что, получив в свое распоряжение несколько десятков тысяч храмов, монастырей и скитов, а также свыше 3 млн га земли, церковь станет самым богатым собственником в стране. Однако сами служители культа уверяют, что превращаться в собственников по новому закону им невыгодно.
Бери – не хочу
О возврате конфессиям отнятых у них после революции помещений всерьез заговорили еще в 1990 году, когда был принят Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий». По словам Антона Стадникова, заместителя руководителя Департамента земельной политики Минимущества РФ, о реституции речи в нем не было. Этот документ лишь предоставлял всем действующим в России религиозным организациям права собственности на имущество, которым они пользовались (на тот момент почти все оно было на балансе государства). Однако в то время священнослужителям было не до решения имущественных проблем: существенных доходов, позволявших достойно содержать церкви, монастыри и просвирни, они не имели. К тому же через год Советский Союз прекратил существование, и нормативные акты, регламентирующие процессы обращения с церковным имуществом, стали выходить чуть ли не ежегодно. В дальнейшем федеральные законы и постановления правительства уточнили, что имущество может находиться у религиозных объединений не только в собственности, но и в бессрочном безвозмездном пользовании и в аренде.
При правительстве РФ была создана Комиссия по вопросам религиозных объединений (она действует и поныне), одной из задач которой была разработка и реализация механизма передачи культовых объектов церкви. В подавляющем большинстве случаев объединения предпочли стать пользователями, а не собственниками, чтобы не обременять себя лишними, причем немалыми, расходами на содержание недвижимости.
«Долгое время за рамками правовых актов оставались многие спорные вопросы, в частности, условия договора о совместном использовании; обеспечение субъектами права пользования и сохранности недвижимого имущества, особенно памятников истории и культуры», – рассказывает господин Стадников. Для каждого случая приходилось изобретать индивидуальный «велосипед». Например, в совместное пользование Государственного музея истории религии и Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви (РПЦ) в 2001 году были переданы помещения Казанского собора в Петербурге. Причем поскольку ни в каких нормативных актах не оговаривалось, кто должен подписывать договор с епархией от имени собственника, то долго не могли решить, кто будет второй стороной соглашения. В результате ею стал не музей, у которого храм находился в оперативном управлении, а Минкультуры России. Из-за подобной путаницы по некоторым переданным объектам на территории РФ впоследствии возникло немало имущественных споров.
Жертву можно отобрать
В 2001 году вышло постановление правительства РФ № 490, которым и по сию пору руководствуются чиновники при решении «религиозно-имущественных» вопросов. В нем впервые к недвижимому имуществу религиозного назначения были отнесены не только сами здания и сооружения, но и прилегающие к ним земельные участки. А также монастырские и иные культовые комплексы, предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний и прочих обрядов, семинарии, воскресные школы, медресе и т. д. Главное условие передачи недвижимости церкви – объект первоначально, при строительстве, должен был предназначаться исключительно для религиозных целей. Приспособленные для этого сторонние помещения в счет не идут.
Имущество передается религиозным организациям в пользование безвозмездно. Однако если священнослужители станут распоряжаться им не по назначению (например, сдавать в аренду или застраивать не культовыми объектами), собственник имеет право отобрать недвижимость. Причем, как отмечает Антон Стадников, это касается и тех случаев, когда церковь получает недвижимость или землю в собственность. Чтобы оставить за собой возможность контроля за новыми собственниками, федеральные чиновники прописали в постановлении, что передаваемые объекты выступают в качестве пожертвований. Гражданский кодекс разрешает жертвователю забрать свой дар, если объекту наносится ущерб или меняется его функциональная принадлежность.
От имени собственника федеральных объектов сегодня может выступать только Минимущества, которое предварительно должно получить санкцию ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте