Риэлторский бизнес к «системообразующим» никак не отнесешь, помощи им ждать неоткуда. В то же время, специфика этой профессии такова, что приучает к гибкости, быстрому реагированию на внешние обстоятельства. Как приспосабливаются агентства к работе в условиях кризиса? Заглядывают ли во времена, когда отрасль начнет выходить из кризиса? Чему и как учатся? На эти вопросы отвечают эксперты КДО daily.
КДО daily: Как агентства борются за выживание? Первое, что приходит на ум: снижение процента за услуги, вознаграждения агентам, уменьшение расходов, расширение сферы деятельности. Что-то еще?
Илья Шкоп, директор агентства недвижимости «Собственник»: Рецепты просты: Во-первых, снижение рекламных расходов. До стабилизации цен расходы на имиджевую рекламу бессмысленны, на рекламу объектов почти бесполезны. Адресная рассылка и обращения к потенциальным покупателям и арендаторам вполне могут ее заменить. Во-вторых, сокращение персонала. Не риэлторов, потому что они работают без оклада, а именно тех сотрудников, которые сидят на зарплате. В-третьих, поиск клиентов, готовых совершать операции в это неспокойное время и платить риэлтору за эту работу. В части продавца и арендодателей, разумеется, поиск клиентов с ценами адекватными рынку.
Наталья Алиханова, руководитель отделения «Третьяковское», компания «Пересвет-Недвижимость»: Большинство агентств также сократили расходы за счет снижения арендной платы: сокращения филиальной сети, общих площадей. Это относится и к имиджевой рекламе. В то же время, по крайней мере у нас, затраты на рекламу объектов не сокращаются, так как возрос срок экспозиции квартир.
Что касается снижения оплаты риэлторских услуг, то сегодня она происходит за счет снижения стоимости жилья. Например, когда однокомнатные квартиры стоили $30 тыс, риэлторы брали 5-7%, когда стоимость квартиры возросла до $100 тыс и более, процент снизился до 3-5%. Сегодня происходит снижение цен и маловероятно, что процент за услуги существенно снизится.
Не думаю также, что расширение сферы деятельности привело бы к улучшению положения риэлторов.
КДО daily: В доброе старое время, я имею в виду кризис 10-летней давности, можно было существенно поднять стоимость купленной агентством квартиры ...
Комментарии
(8)#Последние комментарии на сайте