Выход из кризиса начнётся с ликвидации в России основ рабовладения. Антикризисная Дума примет закон о налоге на недвижимость против тех, кто сел сейчас на свой капитал и ждёт доходов на порядок больше, чем он стоит. Недвижимость в России в конце концов подешевеет в десять раз.
Взгляд назад
В 2004 году я написал всего два экономических текста, оба они были про инфляцию, а первый так и назывался «Инфляция» (Лимонка, №239, январь 2004). Но если этот, январский, называл основной причиной роста цен коррупционные издержки российской экономики, то декабрьский («Колониальное управление: Свои деньги в чужом матрасе», №263 той же газеты) уже говорил об инфляции как о прямом следствии действий Центробанка РФ по поддержке курса доллара. Последняя тема стала для меня ключевой на следующие четыре года (для «АПН Северо-Запад», к примеру, были написаны «Слово за сильный рубль» и «Тришкин кафтан инфляции»); коррупция же при таком раскладе становилась чуть ли не благом: «деньги хотя бы остаются в стране», как говорят сейчас люди. В самом деле, те рубли, которые «коллективный Френкель» обналичил, то есть увёл от налогов, имели все шансы остаться в стране. Ворюга построит себе дачу, но работяги с этой дачи будут иметь и работу, и зарплату. А те рубли, которые «коллективный Козлов» отжал в профицит бюджета, Стабфонд или стабфондики поменьше, типа той же козловской системы страхования банковских вкладов, они для страны и экономики гарантированно исчезали.
Собственно, в той январской, пятилетней давности, статье говорилось уже не столько о коррупции, сколько про навязываемые государством поборы, типа обязательного страхования. Понадобился год, чтобы понять: это была не причина инфляции, а борьба с ней, точнее, запрятывание её под ковёр. Если понимать под инфляцией дисбаланс между количеством товаров и массой денег в стране, то самый крупный дисбаланс мы видим на внешних рынках. С 2004 года страна стабильно поставляет за рубеж в два раза больше продукции, чем получает оттуда. Количественное выражение этой инфляции - накопленные ЦБ РФ за счёт занижения курса рубля «валютные резервы», их в пересчёте по курсу ЦБ в три раза больше, чем масса наличных рублей внутри РФ. Ничего удивительного, что коррупционные издержки утонули в этой лавине дешёвых денег и плавали там пять лет. Сейчас вот снова показались на поверхности, об этом и речь.
Но сперва про 2004 год, он был переломным. Для РФ это перелом на графике фондовых индексов и цен на нефть, плавный рост периода 1999-2003 сменился резким взлётом 2004-2008. Но усиленная накачка зелёными деньгами РФ была всего лишь фрагментом общей картины мировой инфляции. В США 2004 год -- это расцвет пресловутой subprime-ипотеки, которая послужила потом спусковым крючком мирового кризиса. Долларовый пузырь стал расширяться такими темпами, что даже до меня, не имевшего экономического образования и не связанного с финансами, начало доходить, что что-то здесь не так. «Почему страна пухнет от нефтебаксов, а жить всё труднее?» -- вот как звучал тогда ключевой вопрос. Пусть даже трудности не ограничивались растущими ценами, началось всё с исследования причин инфляции, а закончилось далекоидущими выводами о природе путинского режима как о последствии сознательного выбора элиты РФ. Поддержка США и курса доллара вызывает рублёвую инфляцию, лишние рубли надо куда-то девать -- вот вам и «соковыжималка» сильного государства. Подробный расклад я давал в статье «Оттепель без политики»: прошу прощения, что взгляд назад превратился в путеводитель по моим старым текстам. Но мы провожаем весьма сложную эпоху, отдать ей дань двумя словами вступления не представляется возможным.
А новая эпоха началась с обвала, и масштабы потерь мало кто успел осознать. На днях представители близкого к банкротству медиа-холдинга РБК встречались с кредиторами. «Старый долг РБК предлагает конвертировать в новые бумаги с дисконтом 80%», -- написал об этом «Коммерсант» (№ 6(4061) от 16.01.2009). «Условия абсолютно бредовые,-- возмущались инвесторы», а почему, собственно?! Хозяева РБК по-своему правы. За последние полгода активы внутри РФ обесценились в среднем в 5 раз. Возьмите фондовый рынок, там снижение пока не пятикратное, но где бы он был, если бы не поддержка государства?! Или взять любое предприятие второго-третьего эшелона. Вот тут порт на Дону продают, если повезёт -- прежние хозяева выручат за него 2-3 миллиона долларов, вместо 11, как три года назад. Кредиторы РБК хотят захапать за долги 90% акций холдинга, вместо 30 ...
Комментарии
(7)#Последние комментарии на сайте