Кризис — самое удачное время для того, чтобы заняться малоэтажным строительством, а доля его в 2009 году должна вырасти до 60% от всех новых жилых метров России. Такова была основная идея прошедшего вчера мероприятия «Антикризисная стратегия в строительстве — 2009: развитие проектов малоэтажного и коттеджного строительства», организатором которого выступила Национальное агентство малоэтажного и коттеджного строительства (НАМИКС).
Идея достаточно проста: для высотного строительства нужны серьезные инвестиции, малоэтажное позволяет обойтись куда менее масштабными финансовыми ресурсами. Кроме того, по мысли экспертов НАМИКСа, на малоэтажные недорогие дома скорее, чем на апартаменты в городском доме, найдется покупатель. Переводя на региональный язык: при реализации подобных проектов можно задействовать деньги населения. В дополнение к выгодам девелоперов от строительства малоэтажного жилья немалую пользу получат и производители стройматериалов и комплектующих, которые сейчас, как и вообще промышленные предприятия, находятся не в лучшем экономическом положении — по общеизвестной причине. Кроме того, у девелоперов на стартовой фазе проекта теоретически есть возможность воспользоваться государственной поддержкой — средствами Инвестиционного фонда, которые можно попытаться получить под лозунгами доступного и комфортного жилья. А это плюс весьма немаловажный — если наладить правильную цикличность в реализации проекта, стартовые средства от государства могут прийтись как раз в пору.
Сама по себе идея развития малоэтажного строительства притягательна, а аргументы в пользу данного вида девелопмента убедительны. Однако ситуация в сфере малоэтажного строительства в России двойственная. Если говорить об идеях, поддерживаемых на региональном уровне, можно констатировать, что во множестве краев и областей есть свои, как бы обладающие придворным статусом проекты строительства малоэтажных поселков. В зависимости от фантазии разработчиков в рамках таких будущих поселков или малоэтажных городов-спутников предполагается освоить сотни или даже тысячи гектар земли, на которых построить сотни тысяч квадратных метров жилья. Подобные начинания известны по всей России — от Великого Новгорода до далекого Кемерово.
Нет, пожалуй, крупного малоэтажного «своего» проекта только в Москве — да он и не нужен, тут масштаб решаемых задач другой. То есть коттеджи все-таки строят и предполагают заниматься этим и дальше, но главная цель в данном случае — не привлечение денег населения, а раздача индивидуальных домов многодетным семьям, поскольку проще поселить их в одном семейном доме, чем давать сразу несколько квартир.
В провинции же большие проекты появились уже давно и обычно находятся в стадии проектирования. На данные работы выделяются средства, по ходу из выполнения проводятся совещания, а длительность процесса вполне объяснима размахом самих замыслов (как заметил однажды Николай Гоголь, «нашего человека можно уважать уже за одни намерения»).
Другая, более близкая к строительной реальности часть малоэтажного строительства — те или иные сугубо коммерческие проекты. Действительно развитые рынки загородной недвижимости есть пока только в Московской и Ленинградской областях. В Подмосковье, включая дальние дачи, количество малоэтажных поселков превышает, наверно, полтысячи. В Ленобласти столь большого разнообразия нет, но все равно под сотню проектов наберется, возможность выбора имеется. В провинции дело обстоит гораздо более скромно. Зачастую в данном жанре девелопмента работают пока единичные компании, остальные пока присматриваются и хотят выяснить, что в итоге получится у тех. кто уже взялся. К примеру, под Новосибирском на осень этого года было заявлено несколько загородных проектов, строительство и продажи при этом велись только по одному поселку.
Однако к настоящему времени вокруг ряда региональных центров начинают расти малоэтажные поселки. Так, в окрестностях Челябинска их известно восемь, причем, если первые появившиеся проекты были рассчитаны на состоятельного потребителя, то сейчас появляются поселки, явно относящиеся к эконом-классу. Кстати, в провинции портрет такого рода недвижимости любопытен. При строительстве домов применяются достаточно дешевые технологии. Например, в случае с одним челябинским поселком эконом-класса это сборное домостроение, зато среди объектов инфраструктуры этого поселка, помимо разнообразных объектов торговли, сферы обслуживания и досуга, есть общеобразовательная школа, что соответствует базовым ценностям семейной жизни.
Конечно, 8 и 500 — цифры разные, но и масштабы рынков Подмосковья и окрестностей любого регионального центра тоже существенно различаются. А кроме того, неизвестно, не будет ли через несколько лет количество поселков вокруг региональных центров исчисляться уже не единицами, а десятками. К такого рода ситуации загородный рынок в некоторых регионах уже стремиться — в качестве достойного образца разнообразия проектов можно назвать окрестности Самары (самые дорогие — близ Волги, те, что попроще располагаются дальше от воды). Так что подобная перспектива вполне реальна, иначе говоря, бизнес в данной сфере работает самостоятельно, не особо дожидаясь рекомендаций о том, как лучше создавать малоэтажные поселки.
Росту рынков загородной недвижимости способствует еще одно любопытное обстоятельство, а именно поведение собственников крупных участков земли. В последние годы, гектарами можно было просто обладать, никак их не используя и в коммерческие проекты не вовлекая. Достаточно время от времени прицениваться к земле и оценивать выгоду, приобретенную со времени прошлой оценки. Ныне земли стали дешеветь, многие владельцы решили, опасаясь дальнейшего падения цен, начать продажи, причем со значительным дисконтом, то есть фактически в ценах двух-четырехлетней давности. Данная волна выхода собственников на рынок заметна по росту объявлений о продаже крупных участков, рассылок в интернете с подобными предложениями и т.п. Иначе говоря, бизнесу, прежде всего региональному сейчас представляется возможность более дешевого вхождения в проект. И в данном отношении мысль о необходимости развития проектов малоэтажного строительства более чем актуальна — через какое-то время парадоксально удачные для данного рынка условия, появившиеся в связи с кризисом, могут закончится.
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте