Несмотря на то, что в каждом столичном округе можно найти от 100 000 до 500 000 кв. м для строительства торговых центров, Москве гораздо выгоднее развивать street-retail. Такие данные опубликовали сегодня аналитики компании Clever Estate. Совокупная площадь помещений почти вдвое превышает совокупную площадь всех торговых центров в Москве. В Подмосковье наоборот дефицита торговых центров не наблюдается, зато совершенно не развит street-retail.
"Такая ситуация прежде всего связана с вопросами московской градостроительной политики, с существующими в Москве ограничениями по высоте и площади возводимых зданий, - говорит генеральный директор компании Clever Estate Сергей Креков. - Как правило, ни один застройщик в Москве не располагает достаточным количеством земли для постройки крупного торгового центра, который может окупиться в короткие сроки, в отличие от жилого дома. В Московской области наоборот - нет дефицита земельных участков, а градостроительные ограничения не настолько жестки".
Еще один фактор - рентабельность. Отдавая первые этажи в новостройке под магазины, застройщики ожидают хорошую окупаемость за счет высокого людского трафика: практически каждая улица в столице является дорогой к остановке общественного транспорта, соответственно, поток покупателей всегда стабилен. При высокой плотности застройки в Москве торговое помещение небольшой площади на первом этаже жилого дома окупается за 3-5 лет - за счет жильцов того же дома и за счет людского потока.
В Московской области ситуация с востребованностью формата street-retail противоположная. Здесь окупаемость стремится к нулю. Такая ситуация связана с тем, что плотность населения Подмосковья значительно меньше, чем в Москве, и людской трафик не такой плотный.
Если в Москве арендная ставка за квадратный метр торгового помещения на первом этаже жилого дома на 30-50%, превышает цену за кв. м жилья в том же доме, то в подмосковных городах арендная ставка ниже, чем цена за кв. м квартиры начиная со 2-го этажа. В связи с этим в области в большинстве многоэтажек помещения первых этажей изначально не проектируются под street-retail, как это делают застройщики в Москве. Торговый же центр, построенный в городе-спутнике, площадью около 15-20 тыс. кв. м. может удовлетворить потребности всех жителей города, что невозможно в Москве.
Еще один фактор - транспортная доступность. Если для формата street-retail это неважно, то для торговых центров это едва ли не ключевой момент.
"Основным фактором для застройщика и инвестора становится не цена земли - она в области значительно ниже, а транспортная доступность, - говорит Сергей Креков. - Для крупноформатного торгового центра более 100 тыс. кв. м, расположенного близко к Москве, при расчете потока покупателей закладывается 30-минутная транспортная доступность. Это позволяет зацепить и покупателей, живущих на границе МКАД, и жителей ближайших городов-спутников. Кроме того, в Подмосковье есть еще такая тенденция - хорошо "работает" торговый центр, стоящий на первой линии трассы, либо тот, который виден с дороги: как правило, у автолюбителей нет желания далеко съезжать с трассы".
По мнению экспертов, сложившаяся ситуация в столичном регионе на сегодняшний день является устойчивым трендом. Однако вместе с этим наблюдается и другая тенденция. Московская область сейчас активно застраивается многоэтажными жилыми комплексами, жители которых, скорее всего, будут заинтересованы в шаговой доступности торговой инфраструктуры. Аналитики полагают, что как только застройщики почувствуют эту тенденцию, street-retail тут же придет в область.
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте