Со сменой правительства Москвы столичные чиновники отменили строительство 9 млн кв. м недвижимости, что было расценено застройщиками как начало стагнации девелоперского рынка. Власти Москвы не хотят терять инвесторов, заверил в интервью "Ъ" глава стройкомплекса и вице-мэр МАРАТ ХУСНУЛЛИН. Правда, теперь приоритет отдается строительству дорог, социальных объектов и гостиниц.
— В этом году бюджет города увеличил финансирование стройкомплекса на четверть, до 317 млрд руб. Большая часть этих средств идет на строительство дорог и метро. При этом каждый год растет бюджетный дефицит. Напрашивается вывод: власти Москвы, решая одну важную проблему, могут столкнуться с другой, не менее важной — сокращением социальных расходов.
— Увеличение финансирования на дорожно-транспортную инфраструктуру никак не повлияло на социальные расходы. Всем комплексам правительства Москвы поставлена задача максимально рационально использовать средства из бюджета. Например, мы отказались от финансирования строек за пределами Москвы. Таких объектов у нас несколько десятков — например, дома в ближнем зарубежье, агрокомплекс в Калужской области. На первый взгляд средства, направляемые на строительство таких объектов, некритичны для городского бюджета, но в целом сумма значительна.
— Чтобы удержать баланс между доходами и расходами бюджета власти города обещали отдать строительство некоторых дорог концессионерам. Пока даже нет пилотного проекта. Идея с концессиями жива?
— Мы отлично понимаем, что без концессионеров нам не обойтись. У нас задача за пять лет (на средства бюджета.— "Ъ") завершить капиталоемкие и сложные с точки зрения технических задач проекты по строительству и реконструкции дорог. На пятилетний срок в адресной инвестиционной программе города, в рамках которого бюджет финансирует строительство, на реконструкцию дорог предусмотрено около 500 млрд руб. После 2016 года в дорожном строительстве мы планируем заниматься локальными мероприятиями, если только не появятся концессионные варианты.
— Вы начали прорабатывать планы по конкретным дорогам, которые будут строиться по концессионному соглашению?
— Мы были готовы объявить конкурс на отбор концессионера по строительству северного дублера Кутузовского проспекта (вложения оцениваются в 45 млрд руб.— "Ъ"), но отложили принятие решения по обращению жителей, которые не хотят, чтобы трасса проходила вблизи их домов. Сейчас пересматриваются технические решения, что может повлечь за собой увеличение сметы. Поэтому мы пытаемся найти баланс между интересами города и потенциальных концессионеров. Более реально сейчас запустить проект строительства на средства частных инвесторов южного дублера Кутузовского проекта (по предварительным оценкам, затраты могут составить около 30 млрд руб.— "Ъ"). В этом случае у нас нет проблем с жителями и есть интересанты из числа девелоперов, строящих в этом районе.
— Вы имеете в виду ВТБ и "Интеко"?
— Да, но помимо них есть еще ряд структур, у которых есть планы по строительству вдоль будущего южного дублера Кутузовского проспекта более 1 млн кв. м недвижимости. Мы собрали всех девелоперов, подсчитали вместе затраты и пришли к пониманию, что дублер строить надо. Сейчас ведем переговоры с футбольным клубом "Спартак" (принадлежит совладельцу ЛУКОЙЛа Леониду Федуну.— "Ъ"), которому принадлежит одноименный стадион, где будут проходить матчи в рамках чемпионата мира по футболу в 2018 году, о строительстве за его счет дороги к спортивной арене. В принципе со всеми интересантами взаимопонимание есть. Нужно определить и юридически отладить механизмы и эту работу организовывать.
— Какие есть варианты помимо концессии?
— Например, девелоперы вносят необходимую сумму в дорожный фонд, город проектирует и строит. Либо город строит за свой счет дороги, потом передает их на баланс девелоперам, и дальше они отвечают за эксплуатацию и дальнейший ремонт. Некоторые небольшие дорожные стройки застройщики могут взять на себя и без всяких концессий, как сделал Арас Агаларов (владелец Crocus International.— "Ъ"). Мы договорились с ним, что дополнительные съезды с МКАД и разворот на эстакаду к "Крокус-Сити" компания построит за свой счет и оставит эти участки у себя на балансе.
— Город может сэкономить на содержании построенных дорог, подписывая контракты жизненного цикла, обязывающие генподрядчика отвечать за качество дорог в течение 10-15 лет. Не планируете вводить такую систему?
— По городским бюджетным дорогам внутри МКАД вариант с контрактами ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте