Федеральные торговые сети заинтересовались небольшими богатыми городами. Рынок недвижимости оказался к этому не готов, но возможностей исправить ошибки у девелоперов достаточно.
Одной из центральных тем инвестиционного форума по недвижимости PROEstate, состоявшегося в середине сентября в Санкт-Петербурге, стала торговая недвижимость. По прогнозам консалтинговой компании Cushman&Wakefield;, в 2012 году в России будет построено свыше 2 млн кв. метров качественных торговых площадей — это на треть больше, чем в лучшем для рынка 2008-м. Подавляющая часть объектов ожидаемо появится в Москве и крупных городах, но, похоже, такой подход девелоперов перестает устраивать ритейлеров. На рынке зарождается новый тренд — торговля обратила внимание на малые города с высоким уровнем доходов.
Где деньги лежат
Участвовавшие в работе PROEstate представители крупных непродовольственных сетей однозначно заявили — они практически исчерпали ресурс развития в мегаполисах. Директор департамента недвижимости ГК «Спортмастер» Николай Юськив:
— Сегодня для нас привлекательны малые города. Они абсолютно пустые с точки зрения торговли, а в некоторых из них доходы могут быть чуть ли не в разы выше, чем в Москве. Это легко компенсирует затраты на логистику и трудности открытия. Мы заходим в города с населением даже в 60 — 70 тыс. человек. Один из последних — Нягань (ХМАО), там живет всего 57 тысяч. Отдельная тема — закрытые города. С удивлением узнал, что, например, капитан корабля военного флота зарабатывает 300 тыс. рублей, лейтенант — 70 тысяч. Так что деньги в малых городах есть.
Директор по развитию УК «Старт» (сеть гипермаркетов товаров для дома и ремонта в Санкт-Петербурге, Челябинске, Уфе и др.) Максим Щеголев соглашается:
— Действительно, есть города, жители которых не показывают деньги, потому что их просто негде тратить. Не зря же в Москве на парковке «Меги» по выходным стоят автобусы из других регионов. Сомнительно, что люди не хотят делать покупки дома. Подобные шоп-туры — вынужденная мера.
Руководитель по развитию сети бытовой техники и электроники «Эльдорадо» Павел Руссов отметил, что его компания заходит в города с населением в 200 —250 тыс. человек. А сеть «Детский мир» еще в прошлом году объявила о планах по двойному увеличению торговых площадей к 2015 году за счет открытия магазинов в городах с численностью от 300 тыс. жителей.
Холодно, да выгодно
Мы решили проанализировать города Урала и Западной Сибири с населением от 100 тыс. жителей, чтобы понять, где в ближайшем будущем сконцентрируется внимание ритейлеров. Сравнили три показателя: среднемесячную заработную плату, оборот розничной торговли на душу населения и объем ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте