Кажется, финансовые неурядицы позади, неслучайно премьер-министр на одном из заседаний правительства заявил, что в 2012 г. российская экономика выйдет на докризисный уровень. Можно в этом сомневаться или нет, но люди снова стали больше покупать, что, несомненно, вдохновило и арендаторов, и собственников.
Ритейлеры занимают очередь
Даже если пройтись по рядовому московскому торгово-развлекательному центру (ТРЦ), невольно обнаружишь, что свободных торговых площадей практически не осталось. Разве только у нерадивого собственника. «В целом, — подтверждает Галина Малиборская, директор департамента торговой недвижимости Colliers International, — рынок торговой недвижимости постепенно оправляется от кризиса. Правда, проходит этот процесс неравномерно. По большому счету все зависит от успешности объекта, его местонахождения и популярности у потенциальных посетителей. Если говорить конкретнее, то сегодня крупные ТРЦ, которые до кризиса имели минимальный (или нулевой) уровень вакантных помещений, достигли тех же показателей, а самые интересные для арендаторов торговые площадки долго не пустуют и имеют короткий срок экспозиции».
Среднее количество вакантных площадей в качественных торговых центрах (ТЦ) сократилось до 5%, а владельцы некоторых самых успешных комплексов завели для арендаторов специальные листы ожидания. Впрочем, не у всех собственников все так гладко и безоблачно. «Если говорить о столичном рынке в целом, — обрисовывает обстановку Денис Колокольников, генеральный директор консалтинговой компании RRG, — то наполняемость даже сетевого ТЦ арендаторами в силу определенных характеристик объекта заметно различается. По нашим данным, около 25% от всех столичных ТЦ по тем или иным причинам имеет проблемы с наполняемостью».
Аренда с золотым дном
По сути, состав игроков на рынке торговой аренды в ТЦ, ТРЦ и многофункциональных комплексах (МФК) остался прежним. Разве что решилась покинуть московский рынок компания «Торфур». Зато свободные места в крупных маркетах занимают продуктовые ритейлеры, продавцы детских товаров, а также операторы по реализации одежды и обуви. Приведем пример: в ТЦ «Афимолл-сити» в начале весны открыл двери очередной торговый объект сети детских товаров «Лимпампо», который сразу взял в аренду ни много ни мало, а 1,3 тыс. кв. м площадей. Да и руководство ГК «Детский мир», которая в России считается одной из крупнейших розничных сетей по продаже детских товаров, планирует в течение 2011–2012 гг. открыть порядка 50 новых магазинов. А это десятки тысяч арендованных площадей. «Продуктовая сеть премиум-класса «Глобус Гурмэ», заморозившая в кризис программу развития, — продолжает делиться успехами ритейлеров Ольга Павлик, руководитель отдела исследований и аналитики Praediym Oncor International, — в этом году решила открыть в Москве и Петербурге четыре магазина ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте