Полгода назад, когда Сергей Собянин стал мэром Москвы, участники столичного рынка недвижимости приготовились к серьезным структурным и кадровым переменам в столичном стройкомплексе. Ожидали они и серьезных изменений в системе принятия решений чиновниками от строительства. Градоначальник ожидания застройщиков не обманул, уделив повышенное внимание проблемам стройотрасли. "Лента.Ру" решила вспомнить, чем порадовал и огорчил мэр стройкомпании.
Неизбежная реформа
В том, что Собянин с первых своих шагов на новой должности начнет уделять повышенное внимание строительной сфере, сомневаться не приходилось. Эта отрасль для города имеет первостепенное значение, так как прямо связана с его развитием. Конечно, есть еще ЖКХ, медицина, образование, транспортная система, социальная сфера, жилищная политика. Но стройотрасль стоит особняком, поскольку требует не только финансовых вливаний, но и существенно подпитывает городскую казну за счет налогов, отчислений за право реализации инвестконтрактов, земельных платежей. Счет в данном случае идет на миллиарды рублей, поэтому подстроить под себя, взять под личный контроль строительный сектор для Собянина было крайне важно.
Реформу стройкомплекса можно было легко спрогнозировать и по другой причине. Смена власти в Москве произошла таким образом, что Собянину сразу пришлось осваивать роль критика прежних городских властей. В этих условиях стройотрасль со всеми своими недостатками стала отличной мишенью для метания критических стрел. Здесь куда ни ткни, почти везде есть к чему придраться: взятки, откаты, кумовство, "свои" люди наверху, "приближенные к телу" застройщики, незаконные и самовольные стройки, бесчисленные согласования, сотни печатей и подписей, разрушение исторических зданий и снос памятников культуры, наплевательское отношение к интересам горожан, застройка природных территорий, пренебрежение нормами строительства, и так далее и тому подобное. Всего не перечислишь. Справедливости ради стоит сказать, что все эти явления являются нормой для любого российского города или региона.
Парадоксальная система
Схему работы столичного стройкомплекса, формировавшуюся долгие годы, смело можно назвать парадоксальной. Система, при знакомстве с которой у руководителей многих компаний, прежде всего, западных, на время вообще пропадало желание строить что-либо в Москве, доказала свою эффективность. Объясняется это довольно просто. Есть определенные правила игры, которые желающие получить входной билет на прибыльный столичный рынок недвижимости либо принимают, либо нет. В самом примитивном виде выглядит это следующим образом. Хотите получить выгодный горзаказ на строительство муниципального жилья? Нужен хороший участок под застройку? Необходимо согласовать проект? Нет проблем, пожертвуйте так сказать на ремонт здания мэрии, департамента, комиссии, префектуры или управы. И вот такое "сотрудничество" власти и бизнеса дает результат.
Сами застройщики, что примечательно, особо и не жалуются на такие условия работы. Как говорится, себе дороже. Проще выместить свое недовольство на клиентах, включив так называемые административные расходы по проекту в конечную стоимость жилья или арендной ставки. Первым и единственным, кто публично посетовал на забюрокраченность московского стройрынка, стал глава финского концерна SRV Юкка Хиенонен. Сделал он это аккурат после отставки Юрия Лужкова и только после того, как холдинг уже открыл в столице свой бизнес-центр. По его словам, для реализации проекта компании потребовалось получить 242 печати и подписи. В среднем, отметил бизнесмен, получение разрешительной документации на строительство в Москве занимает 540 ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте