Спальным районам столицы не хватает разнообразия панельного домостроения.
Есть ли будущее у крупных домостроительных комбинатов (ДСК)? На днях сразу несколько руководителей города высказались на эту тему. Общий смысл таков: без «панели» Москва не обойдется – необходимость строительства жилья эконом-класса никто не отменял. Наоборот, панельные дома могут стать особенно востребованными, учитывая планы по освоению промышленных зон и строительству городов-спутников. При этом власти потребуют от ДСК модернизировать устаревшие производства: город устал от «казарменной» застройки и нуждается в технологиях, которые смогут обеспечить новым кварталам разнообразие.
«Колоннады и другие излишества»
Индустриальное домостроение появилось в Москве в первой половине 50-х годов прошлого века. После войны население столицы быстро увеличивалось, однако прежние «уплотнительные» методы решения жилищной проблемы уже не действовали. Побывав за границей, советские люди увидели, что народ там живет гораздо лучше, чем в «стране победившего социализма». Чтобы поддержать веру в светлое будущее, нужно было в срочном порядке организовать строительство нового жилья и заняться переселением людей из подвалов, бараков и коммунальных квартир.
В 1951 году в Москве было создано Специальное архитектурное конструкторское бюро (САКБ), которому поручили разработку экономичных типовых проектов и типовых конструкций для жилищного строительства. (Впоследствии оно превратится в Московский научно-исследовательский и проектный институт типологии, экспериментального проектирования - МНИИТЭП). В помощь САКБ ЦК КПСС совместно с Совмином выпустили постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве», избавившее архитекторов от мук творчества. «Внешне показная сторона архитектуры, изобилующая большими излишествами, не соответствует линии партии и правительства в архитектурно-строительном деле», - говорилось в документе, увидевшем свет в ноябре 1955 года.
Проектировщики быстро поняли новую «линию партии». Уже в 1956 году появились первые типовые серии домов (К-7, I–515, II-32 и т.д.), в которых не было не только «башенных надстроек, декоративных колоннад, портиков и других архитектурных излишеств, заимствованных из прошлого», но и таких необходимых в быту технических приспособлений, как мусоропроводы и лифты. Квартиры в панельных домах проектировали, соблюдая весьма жесткие нормативы. Так, в однокомнатной квартире жилая площадь должна была составлять 16 кв. метров, в двухкомнатной - 22, в трехкомнатной - 30, в четырехкомнатной – 40. Потолки были низкими, внутренние перегородки - тонкими (4 см), а санузел - совмещенным. Однако неизбалованные комфортом советские граждане были рады и такому жилью.
В период с 1956 по 1965 год в столице построили свыше 14 млн кв. метров жилья серий К-7, I-515, I-511. По стране этот показатель достигал 290 млн кв. метров, что составляло более 10% всего жилого фонда. Власти обещали, что благодаря индустриальным методам в 1980 году каждая советская семья встретит коммунизм в отдельной квартире. Однако к середине 80-х годов отдельные квартиры имелись только у 85% советских граждан. В 1986 году Михаил Горбачев отодвинул сроки переселения на 15 лет, выдвинув лозунг «Каждой советской семье - отдельную квартиру к 2000 году». Но и этот прогноз, как известно, оказался несбыточным.
Эволюционное развитие
Недостатки первых «хрущевок» стали очевидны уже в начале 1960-х годов. Пятиэтажные дома неэффективно использовали городскую территорию и не обеспечивали жителей даже минимальными стандартами комфорта. В 1964 году был выпущен Единый московский каталог индустриальных унифицированных изделий, на основе которого создавались проекты панельного жилья нового поколения - серии П-3, П-4, П-30, П-41, П-42, П-43, П-44, П-46, П-47, П-55. Они отличались более удобными ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте