Кризис сильно ударил по офисному рынку. В 2008 году, по данным компании Knight Frank, в Москве было остановлено строительство десятков офисных объектов общей площадью около 3,3 млн кв. м. На конец того же года падение цен и ставок на офисы, по словам ведущего специалиста департамента офисной недвижимости Penny Lane Realty Максима Жуликова, составило в среднем 30–35%. В марте 2009-го ставки были уже на 40% ниже докризисных. А летом 2009 года на некоторых объектах владельцы были готовы принять арендаторов по ставкам, вдвое ниже докризисных.
В 2010 году ситуация начала меняться — офисный рынок центра Москвы стал постепенно восстанавливаться. Уменьшилось количество пустующих площадей, подрастают ставки аренды и цены. А вот на удалении от центра симптомы выздоравливания практически незаметны. Владельцы офисов рады хотя бы тому, что ставки перестали падать.
Охота на арендатора
В кризис найти нового арендатора офисных площадей крайне сложно. Для бизнес-центров одним из самых популярных рецептов выживания стало дробление площадей. До осени 2008 года снять помещение площадью менее 50 кв. м было весьма затруднительно, а с началом кризиса бизнес-центры стали сдаваться не только по блокам 15–20 кв. м, но даже по отдельным рабочим местам. Так, в комплексе «Маршал», принадлежащем компании «НДВ-Недвижимость», предлагались блоки от 12 кв. м.
Еще одна опция по привлечению арендаторов — офисы с отделкой. В новом бизнес-центре Nordstar в районе Третьего кольца у компании «Дон-строй» их можно было арендовать всего по 450 долларов за квадрат. Дешевые офисы с отделкой «Дон-строй» предложил одним из первых, и это помогло компании провести самую крупную сделку по аренде за прошлый год: более 37 000 кв. м в Nordstar арендовала компания ТНК-ВР.
Дробление и ремонт не только спасли владельцев бизнес-центров, но и позволили арендаторам заработать на субаренде. «Один из предпринимателей недорого снял в Москве-Сити офис большой площади, — рассказывает управляющий партнер компании Evans Анна Левитова. — Раздробил на небольшие блоки, сделал ремонт, а потом сдал в субаренду по комнатам и отдельным рабочим местам». Стратегия бизнесмена оказалась успешной: он быстро нашел клиентов среди стартапов и отдельных профессионалов (юристов, консультантов), которым нужно маленькое, но презентабельное помещение.
Пустующие окраины
В 2008–2009 годах предложение по офисным площадям значительно превалировало над спросом, и лишь 2010-й изменил ситуацию. За этот год уровень вакантных площадей в бизнес-центрах класса В, находящихся в центре города, сократился с 15–17 до 10–11%, а в классе А — с 23 до 17%.
«На этом фоне цены на аренду и продажу офисов начали расти. За 2010 год офисные объекты, выставленные на продажу, выросли на 13–15 процентов», — говорит руководитель отдела анализа и консалтинга компании ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте