Неблагополучная жизнь, которая обходится москвичам фантастически дорого,— симптомы болезни, переданной Юрием Лужковым Сергею Собянину. Облегчить их может отток инвестиционных денег от недвижимости, считает обозреватель "Власти" Григорий Ревзин.
По разным оценкам, "коэффициентом доступности жилья" в Москве в 2009 году был срок от 8 до 14 лет. Эта цифра увеличивается: в 2005 году минимальная отметка составляла 4,5 года. Это сложный показатель, который рассчитывается исходя из возможностей семьи из трех человек (с одним ребенком) купить квартиру площадью 54 кв. м, причем по-разному определяется, сколько им остается на жизнь (от прожиточного минимума до среднего уровня потребительских расходов, которые тоже считаются по-разному). Но такая методика принята ООН (программа Habitat), поэтому можно сравнивать разные страны. 2000 год: Лондон — 4,7 года, Эдинбург — 3,5, Нью-Йорк — 2,7, Токио — 5,6 года. 1996 год: Париж — 3 года, Мельбурн — 3,6, Рио-де-Жанейро — 2,5 года.
За основу вычислений берется средняя оценка доходов населения без учета их распределения по пирамиде доходов. Доля людей с небольшими относительно цены жилья в Москве доходами — около 70%. То есть для большинства москвичей жилье в Москве является малодоступным или практически недоступным.
Как ни странно, сказать, насколько эта проблема волнует москвичей, трудно. По данным различных опросов, до 70% жителей столицы хотят улучшить свои жилищные условия. Законодательной нормой жилой площади для Москвы сегодня полагается 18 кв. м на человека. При этом жилой фонд Москвы составляет 192 млн кв. м при официальном населении 10 млн человек (то есть 19,2 кв. м на человека). Этими метрами люди владеют неодинаково: по разным оценкам, 10% москвичей владеют до 25% жилой площади. Кроме того, норма 18 кв. м очень скромна; согласно генплану города, в 2025 году должен быть достигнут показатель 24 м, и даже это скромно по сравнению, например, с сегодняшним Шанхаем (34 кв. м на человека), не говоря уже о Норвегии (73 кв. м). Но норма на то и норма, чтобы давать средний показатель, к тому же его мы уже превзошли.
Поэтому нельзя сказать, что для москвичей "квартирный вопрос" стоит сверхостро: это вам не булгаковская Москва с ее нормами чуть не 4 кв. м на человека (меньше, чем в сегодняшней тюрьме). Но это острейший вопрос для власти. Московский стройкомплекс до кризиса официально выдавал 5 млн кв. м в год и, в соответствии с Генеральным планом Москвы, собирается делать то же самое до 2025 года. Это — проблема точечной застройки, проблема сноса исторических зданий, проблема транспортного коллапса, проблема энергетики и экологии, потому что 5 млн в год садятся на ту же землю, водопровод, электричество и транспорт. И что делать, непонятно. Непонятно потому, что вот так взять и заявить москвичам, что больше жилья в Москве строить в таких количествах не надо,— это не улучшает рейтинга. Лужковский стройкомплекс — это примерно 1 млн занятых. Это доходы чиновников, строителей, девелоперов, риэлторов, бюджета города и его внебюджетных фондов, это целый рынок, и работающие на нем люди объяснят всем остальным, как они пострадают от того, что больше не будет 5 млн кв. м в год.
Вообще, рынок — это главная особенность московской ситуации. Экология, охрана памятников, транспорт — это прежде всего проблемы государственного управления и коррупции. Законы есть; их не исполняют. С жильем все иначе. Тут выстроены все рыночные механизмы — кредитование, ресурсы, производство, распределение, доходы и т. д. Анализ здесь — это рассмотрение того, как воздействует на Москву капиталистическая экономика.
Для того чтобы это исследовать, требуется экономический институт. Но вот что интересно: у этой рыночной отрасли феноменальные результаты деятельности. В 2007 и 2008 годах Москва открывала список самых дорогих городов мира (в 2010-м опустилась на 4-е место). В то же время она неизменно находилась и находится на местах около 200-го (от 192-го до 201-го) в рейтингах качества жизни. То есть жизнь в Москве — это один из самых плохих в мире товаров за самые большие деньги. Это удивительное экономическое явление. И оно заставляет заподозрить, что с этим рынком не все гладко.
Товар на этом рынке специфичен. Имеется московская квартира, и она, несомненно, стопроцентно рыночный товар. Квартира находится в доме, который в гораздо меньшей степени рыночный ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте