Мы попросили десять архитекторов поделиться их мнением о том, каким был уходящий 2010-й год.
Приятно констатировать, что большинство из тех архитекторов, кто поучаствовал в нашем новогоднем интервью, говорят о – хотя и небольшом – оживлении рынка, и всего лишь двое из десяти считают стагнацию безнадежной. В конце предыдущего, 2009 года, архитекторы были настроены намного пессимистичнее. Многие позитивно оценивают успехи «Архнадзора», в число удач года попала также деятельность школы на «Стрелке». Среди знаковых проектов были названы: здание Дэвида Аджайе (при поддержке студии «А-Б») для бизнес-школы Сколково, здание Юрия Григоряна на месте Центрального рынка, жилой комплекс, построенный бюро «Сергей Киселев и Партнеры» на Остоженке.
Итак:
Евгений Асс: Очевидная тенденция, продолжавшая набирать силу – отдаление архитекторов от общества. Это проявляется в болезненной реакции общества на архитектуру и изолированности архитекторов от общественных дискуссий. Разговоры о сохранении наследия, о новой архитектуре ведут, по преимуществу, другие, нежели архитекторы, люди. И если прежде архитекторы обсуждали свои проблемы, то сейчас дискуссионный вакуум очевиден. Архитекторы варятся в собственном соку и удовлетворены этим, им хватает общения с заказчиками и бюрократами, но не с обществом, в отношении которого, в конечном счете, проектировщик и должен чувствовать свою ответственность. Хотелось бы, чтобы архитекторы развернулись лицом к городу и миру, нашли общий язык с горожанами.
Конечно, говоря о 2010-м, нельзя не упомянуть поворотный момент в московской истории последнего десятилетия – отставку с поста мэра столицы Юрия Лужкова. Градостроительную политику в Москве давно пора менять. Однако сохранение Александра Кузьмина на посту главного архитектора ставит под сомнение тот факт, что в городской архитектурной политике может что-то кардинально измениться.
Если же говорить о других многообещающих и положительных событиях 2010-го, то я бы назвал открытие «Стрелки» и ее работу как образовательной институции, отмену строительства депозитария на Боровицкой площади и прекращение застройки Хитровки, а также небоскреба «Охта-центр» в Санкт-Петербурге. Событием года для меня стал международный конкурс проектов застройки жилого района «Город кварталов А101» на базе концепции «Block city». Само понятие «международный конкурс» нами давно забыто, и мне приятно, что об этом сейчас вспомнили.
Главным же провалом московской градостроительной политике назову принятие Генплана в нынешнем виде, а также продолжение сноса памятников. На мой взгляд, провальным было выступление российской команды в Венеции на биеннале. При удачной постановке проблемы оказалось крайне поверхностным решение – его, по сути, не было.
Дмитрий Александров: Основная тенденция года – стагнация без малейшего намека на оживление. В качестве доказательства приведу хотя бы тот факт, что СРО НП ГАРХИ на выставке в рамках фестиваля «Зодчество-2010» не смогла собрать полноценную коллекцию построек, в отличии от 2009 года, ограничившись конкурсами и в основном невостребованными поисковыми концепциями. В секторе частного заказа больше стабильности. Главным достижением года я считаю победу разума над Вавилонской башней в Петербурге, а главным позором – попытку обрезания «Дома на Мосфильмовской».
Владимир Биндеман: Сравнивая уходящий год с прошлым, могу сказать, что интерес к работе архитекторов растет. Появляются новые заказчики, и они ставят более интересные творческие задачи. Правда, как правило, эта тенденция охватывает лишь Подмосковье – в регионах заказы по-прежнему редкость, а если они и случаются, то заканчиваются, как правило, ничем. Из безусловных архитектурных достижений года хочу отметить здание школы менеджмента в «Сколково». Я сознательно не хочу говорить сейчас об идеологии и программе этого проекта, но с архитектурной точки зрения это очень интересный объект. И мне кажется, в том, что он реализован, огромна заслуга бюро «А-Б ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте