Заместитель министра регионального развития РФ Константин Королевский, похоже, считает, что государство неспособно бороться с проблемой «обманутых вкладчиков». Он не стал призывать к полному запрету долевого строительства, но общее направление мыслей замминистра было ясно выражено в ходе заседания в Минрегионе РФ. «Минрегион не призывает сиюминутно отказаться от договоров о долевом участии в строительстве», – сказал он. Конечно, не одномоментно, отмечают специалисты аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости».
Раз уж нет способности добиться справедливости в этом вопросе, то нужно хотя бы навести порядок. Например, постепенно запрещая новые стройки с долевым участием.
На прошлой неделе в Министерстве регионального развития РФ был создан Координационный совет по содействию завершению строительства объектов долевого жилищного строительства, осуществляемого при соинвестировании гражданами. В него вошли депутаты Государственной думы РФ, представители Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Высшего арбитражного суда РФ, Федеральной службы по финансовым рынкам, службы судебных приставов, руководители департаментов правительства РФ, а также представители общественных организаций.
Причина такого неприятия долевого строительства чиновниками Минрегиона по-человечески понятна. Как выразился, открывая заседание, сам министр Виктор Басаргин, проблема обманутых дольщиков назрела давно и «всех достала».
«Задача Координационного совета, который мы создаем, – уйти от популистских мер и заняться действительно решением этой проблемы. Люди в отчаянии. Планка их терпения достигла максимума. И нам нужно работать на результат, к чему я всех и призываю», – заявил глава ведомства.
Итак, уйти от популистских мер – это вести политику по полному прекращению долевого строительства. До окончательного результата, призвал министр.
Суть предложений сводится к тому, что строить надо на кредитные деньги, а покупатели квартир должны приобретать готовый товар «в упаковке». Кому такой вариант даст выгоду, а кому убытки?
О хорошем
Выступая на заседании, Королевский подчеркнул, что масштаб проблемы охватывает без малого 70% субъектов России, где в той или иной степени в разные годы объекты незавершенного строительства «причиняли головную боль и чиновникам, и населению».
Что даст запрет на долевое строительство? Снимется головная боль у чиновников, которые, оказывается, не способны наладить контроль над исполнением известного закона 214-ФЗ. Это, конечно, хорошо, когда у людей не болит голова.
О плохом
Для потребителей покупка квартиры на ранней стадии строительства – фактически единственная возможность сэкономить чуть ли не половину конечной стоимости жилья. И, соответственно, физическая возможность вообще приобрести доступное жилье. Потому что на ранней стадии оно продается по 70 000-80 000 руб. за метр, а в готовом виде – уже вдвое дороже. То есть, даже получив ипотечный кредит, семья может рассчитывать на квартиру вдвое меньше (или вдвое хуже), чем вложившись на начальном этапе стройки.
Почему такая оценка – в половину стоимости? По мнению специалистов аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости», она складывается не только из ценовых параметров самих квадратных метров. Если брать квартиру на ранней стадии, то можно зачастую изначально заказать (без особой доплаты) ее планировку, а то и отделку. А если купить готовое жилье, то для жизни «под себя» стоимость перепланировки и ремонта обойдется примерно как раз в половину стоимости квартиры. Не зря же ходили анекдоты про «Алые паруса» и другие «крутые» новостройки. Как люди квартиру покупали на последние деньги, а потом опять начинали копить, чтобы сделать ремонт и въехать в нее. Даже Сергей Лукьяненко в «Дозорах» по этому поводу прошелся: мол, у одного соседа есть унитаз, а у другого холодильник. Так, общиной, и поживем.
Для государства запрет долевого строительства означает провал программы «Доступное жилье». Оно уже никогда не станет доступным. Отсекается от рынка огромная часть потенциальных покупателей, которые просто перестанут копить деньги на первый взнос, понимая, что теперь мечтать о хорошем жилье вообще бессмысленно.
Для банков ситуация складывается неоднозначная. С одной стороны, строителям потребуется много кредитов, можно вкладывать деньги, с другой – все риски ложатся на них. Неплохо профинансировать 30% стоимости строительства, когда еще 30% вкладывают сами девелоперы, а остальное вкладывают дольщики. Если же банкам, которые с удовольствием кредитуют стройки, продающиеся по 214-ФЗ, и вдобавок дают ипотечные займы их покупателям, придется просто нести риски строительства на себе, то полноводная река финансирования быстро превратится в иссякающий ручеек. Даже осенью – сейчас рынок что-то не проявляет признаков оживления.
Для риелторов – замирание рынка смерти подобно. Только-только начали оживать новостройки, как опять возникает опасность их удавления, считают специалисты www.irn.ru. Спасибо, скажут они, родному государству, за заботу и ласку.
Аналогии
Если отдельные водители нарушают ПДД, то, по логике Минрегиона, надо запретить движение личного автотранспорта. Или разрешить проезд только машинам ценою от $200 000. Плюс «автомобилям с мигалками» и общественному транспорту.
Константин Королевский особо подчеркнул, что в работе Координационного совета надлежит применять индивидуальный подход к решению проблем в отношении конкретного региона. Как это должно выглядеть на практике – непонятно. Видимо, где-то должны ездить «запорожцы», а где-то «мерседесы». А где-то только гужевой транспорт.
Именно пришедший во власть из бизнеса миллионер и знатный конезаводчик Королевский отвечал во время работы в правительстве Москвы за гаражную программу. Как он с ней справился, лучше всего спросить у нынешнего мэра Сергея Собянина.
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте