24.12.2022
Ликбез по недвижимости
23.12.2022
Новости компаний, пресс- и пост-релизы
22.12.2022
Новости компаний, пресс- и пост-релизы
22.12.2022
Новости компаний, пресс- и пост-релизы
22.12.2022
Тенденции рынка, аналитика

За последние пять лет структура предложения коттеджного жилья Подмосковья претерпела существенные изменения. До 2007 года загородный рынок представлял собой элитное жилье и жилье бизнес-класса, а все строящиеся поселки были ориентированы на богатого покупателя (см. Диаграмму 1). А начиная с 2007 года на загородном рынке Подмосковья появляются первые поселки эконом-класса, количество которых с каждым годом возрастает. Об этом Аналитический центр «Индикаторы рынка недвижимости» подробно писал в статье «Структура загородного рынка Подмосковья: вчера, сегодня, завтра».В частности, за последние 5 лет структура предложения коттеджного жилья Подмосковья претерпела существенные изменения. До 2007 года загородный рынок представлял собой элитное жилье и жилье бизнес-класса, а все строящиеся поселки были ориентированы на богатого покупателя (см. Диаграмму 1).

Примечательно, что до 2007 года стоимость метра жилья на загородном рынке Подмосковья и квартирном рынке Москвы была почти одинаковой. В начале 2005 г. цены за метр на загородном и квартирном рынке находились на уровне 52 000-53 000 руб., а в начале 2006 г. – 67 000-70 000 руб. (см. Диаграмму 2). Но из-за превышения площади коттеджей по сравнению с квартирами общая стоимость домовладений на загородном рынке (дом с землей) в разы превышала уровень цен на столичные квартиры.

С 2007 г. на загородном рынке Подмосковья началось активное развитие сегмента экономичного жилья. Это стало следствием влияния целого ряда факторов. Во-первых, уменьшение доли свободных земель, пригодных под застройку вблизи Москвы и на традиционно престижных направлениях, и вместе с этим повышение цен на землю. Во-вторых, экономический рост в стране и увеличение доходов населения. В-третьих, формирование так называемого среднего класса и изменение взглядов многих людей на уровень комфорта проживания, что в совокупности увеличило платежеспособный спрос на загородное жилье.

Все это привело к увеличению числа организованных коттеджных поселков в Подмосковье и расширению географии строительства. В результате к III кварталу 2008 г. доля рынка менее престижных направлений выросла с 16% до 25%, а доля поселков, расположенных за 60 км от Москвы, с 5% до 19% (см. статью «Структура загородного рынка Подмосковья: вчера, сегодня, завтра»). Это в свою очередь повлияло на изменение потребительских свойств объектов: увеличилось количество домовладений в поселках, снизились площади домов и участков.

За тот же период цены за метр жилья на загородном рынке Подмосковья выросли на 21%, а стоимость дома с землей подорожала на 17%. Более умеренная динамика цен домовладений по сравнению со стоимостью метра связана с уменьшением средней площади коттеджей на рынке (вследствие увеличения доли экономичного жилья). Рост цен на квартирном рынке Москвы за этот же период составил 32%. В результате если в 2005-2006 гг. средняя стоимость метра на рынке столичных квартир и на загородном рынке Подмосковья была сопоставима, то к III кварталу 2008 г. разница в цене за метр составила 1,4 раза в пользу квартирного жилья.

Интересно также отметить, что с начала 2007 г. средняя стоимость квадратного метра жилья в коттеджных поселках, расположенных на менее престижных направлениях, показала незначительную коррекцию вниз с 49 000 руб. до 47 500 руб. к III кварталу 2008 г. (см. Диаграмму 3). В то время как цены в поселках на традиционно престижных направлениях продемонстрировали стабильный рост с 91 000 руб. за метр в начале 2007 г. до 118 000 руб. за метр в III кв. 2008 г. В результате разница в стоимости метра коттеджного жилья на традиционно престижных и менее престижных направлениях за рассмотренный период увеличилась с 2 до 2,5 раз.

Экономический кризис осени 2008 г. привел к смене ценового тренда на рынке недвижимости и приостановил развитие инвестиционно-строительной отрасли в России. Этот период ознаменовался, с одной стороны, резким падением спроса на жилье вследствие снижения доходов населения, увеличения безработицы, ужесточения условий ипотечного кредитования, а с другой, практически полным прекращением кредитования строительной отрасли банками и финансовыми трудностями большинства девелоперских компаний. Все это привело к тому, что многие застройщики либо отказались от строительства своих проектов, либо приостановили их реализацию.

Несмотря на негативные условия, в первый год после кризиса (III кв. 2008 – III кв. 2009 гг.) коррекция запрашиваемых цен на загородном рынке Подмосковья оказалась гораздо ниже, чем на квартиры в Москве (см. Диаграмму 2). По данным «Исследования рынка коттеджных поселков Подмосковья за 2008-2010 годы», средняя стоимость метра коттеджного жилья за этот период уменьшилась примерно на 4% (со 104 700 руб. до 100 400 руб.). В то время как индекс стоимости квартир в Москве, регулярно рассчитываемый www.irn.ru, снизился почти на 16% за год после кризиса. Справедливости ради следует отметить, что речь идет в данном случае о формальных показателях средних цен в Подмосковье, где практиковалось скрытое понижение цен (скидки под конкретного клиента на загородном рынке достигали в этот период 50% и более).

Причины невысокой коррекции запрашиваемых цен в коттеджных поселках заключались в следующем. Во-первых, срок экспозиции загородных домов намного длиннее, чем квартир. Во-вторых, спрос на коттеджное жилье сильнее зависит от фактора сезонности, нежели спрос на квартиры. Во многом благодаря этому загородный рынок более инертен, нежели квартирный: он позже реагирует на изменения экономической ситуации и других факторов, влияющих на рынок жилья.

Кроме того, как отмечалось в статье «Структура загородного рынка Подмосковья: вчера, сегодня, завтра», в первый год после кризиса загородный рынок оказался в гораздо более сложном положении, нежели квартирный. Сузившийся в разы платежеспособный спрос сфокусировался в сегменте экономичного квартирного жилья, а спрос на загородные дома снизился почти до нуля. В этих условиях застройщикам коттеджных поселков не было смысла громко заявлять о снижении цен, т.к. число потенциальных покупателей резко сократилось, а сделки носили единичный характер. Многие девелоперы были готовы предоставлять существенные скидки под конкретного покупателя.

Нельзя не отметить тот факт, что относительная стабильность запрашиваемых цен на коттеджное жилье в Подмосковье в первый год после кризиса была связана с изменением концепций поселков в пользу предложения участков земли без подряда. Во многом это стало вынужденной мерой для девелоперов в условиях отсутствия доступа к финансовым ресурсам и снижения платежеспособного спроса. Она в свою очередь позволила им создать более экономичный продукт и поддерживать определенный уровень продаж. По данным Аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости», число таких поселков увеличилось за год в 2,3 раза. Предложив рынку более экономичный продукт, застройщики не спешили заявлять о снижении цен на коттеджи.

Снижение запрашиваемых цен на загородном рынке началось несколько позже – с осени 2009 г. В результате к весне 2010 г. средняя стоимость метра в коттеджных поселках упала почти на 18%, а средняя цена дома – на 27% (из-за сокращения средней площади коттеджей). В конце 2009 г. наметилось оживление спроса, и в этих условиях многие застройщики объявили о снижении цен, чтобы привлечь больше покупателей. В результате значительно увеличилась доля рынка экономичных загородных поселков, в которых средняя цена коттеджа сопоставима со стоимостью квартиры в Москве (не превышает 15 млн руб.). По итогам двух лет после кризиса число таких коттеджных поселков выросло почти на 30% и теперь составляет половину всего предложения на загородном рынке Подмосковья (см. Диаграмму 1). В отличие от загородного рынка цены на квартиры в Москве продемонстрировали рост на 8%: со 122 800 руб. за метр в III квартале 2009 года до 132 800 руб. за метр во II квартале 2010 г.

В весенне-летний сезон 2010 года отмечалась положительная коррекция цен на загородном рынке в сегменте наиболее привлекательных поселков с точки зрения расположения, природного фактора, продуманности концепции, степени готовности. Однако общая средняя стоимость коттеджного жилья скорректировалась вниз: на 3% из расчета цены за метр и на 5% из расчета стоимости за дом (см. Диаграмму 4). По состоянию на IY квартал 2010 г. средняя цена метра в коттеджных поселках составляет около 79 600 руб., а стоимость дома – примерно 23,3 млн руб. при средней площади жилья 292 кв.м. Об этом свидетельствуют результаты регулярного мониторинга.

Схожая динамика цен характерна и для рынка земли без подряда – сегмент загородной недвижимости, который получил толчок к развитию в условиях кризиса (см. Диаграмму 5). По данным www.irn.ru, в середине IY квартала 2010 года средняя цена сотки земли без подряда в организованных поселках осталась на уровне показателя II квартала – около 241 000 руб. А средняя стоимость участка составляет примерно 4 млн руб. за 16,8 соток.

По мнению Аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости», зимой 2010-2011 гг. заметной динамики цен на загородном рынке не произойдет. Однако весной 2011 г. можно ожидать увеличения стоимости загородного жилья в наиболее востребованных поселках (при условии стабильности экономической и политической ситуации). В менее привлекательных объектах цены повышаться не будут, т.к. на текущий момент объем предложения большой, а спрос пока не приблизился к докризисному уровню. Более того, поселки с неудачной концепцией, с неадекватными сегодняшнему рынку заявленными ценами, замороженными стройками ждет дальнейшее вынужденное снижение цен, считают аналитики www.irn.ru. С другой стороны, можно прогнозировать положительную коррекцию цен в отдельных поселках на ранних стадиях строительства, если по другим характеристикам они превосходят конкурентов. Это связано с тем, что, несмотря на большое предложение поселков, на рынке ощущается недостаток по-настоящему интересных проектов с точки зрения концепции, расположения, а также соответствия качественных характеристик и стоимости жилья ожиданиям потенциальных покупателей.

Вам понравилась статья?
0

Комментарии

(0)#

Последние комментарии на сайте

Только авторизованные пользователи могут добавлять комментарии.

Новости недвижимости:

13
Росреестр

Основные и дополнительные сведения в ЕГРН

В Едином государственном реестре недвижимости (далее-ЕГРН) содержатся сведения об объекте недвижимости, о правах и сделках, в числе которых и сведения о правообладателях.
21
ЖК «СОЮЗ»

В декабре в жилом спортивно-оздоровительном кластере «СОЮЗ» выполнили испытания 60 фундаментных свай и вывезли более 450 м3 снега из котлована

Строительные работы в жилом спортивно-оздоровительном кластере юности и здоровья в Ростокино ведутся по графику. На объекте завершены работы нулевого цикла.
03
ЖК The LAKE

ГК ФСК инвестирует в московский проект бизнес-класса

ГК ФСК презентовала новый жилой дом бизнес-класса — The Lake, который будет возведен на северо-востоке Москвы, на ул. Снежная, в пешей доступности от станций метро «Ботанический сад» и «Свиблово».
00
Росреестр

Правообладателям земельных участков на заметку

Государство установило в отношении земельных ресурсов охранные меры. Однако о своих обязанностях знают далеко не все собственники и иногда даже не догадываются, что нарушают закон.
00
В премиальном комплексе SLAVA

В премиальном комплексе SLAVA завершен монтаж лифтового оборудования

Финский концерн KONE полностью выполнил свои обязательства поставщика. Всего в жилом комплексе SLAVA установлено 18 лифтов. Кабины рассчитаны на подъем до 1000 кг со скоростью 1,6 м/с.
01
Департамент городского имущества города Москвы - новый логотип

Жители первого дома, построенного по программе комплексного развития территорий, получили ключи от квартир

В столице в рамках проекта реорганизации бывшей промзоны «Октябрьское поле» построен первый объект – 25-этажный жилой дом на 312 квартир. Девелопер - «РГ-Девелопмент».
00
Алюминиевая Ассоциация логотип

В Алюминиевой Ассоциации спроектируют мосты для Узбекистана

Об этом договорились во время ВКС-встречи представители Алюминиевой Ассоциации и AKFA Group - крупнейшего производителя и экспортера алюминиевого профиля на рынке Узбекистана.
00
ФАУ «ФЦС», логотип

О нормативной базе для развития малоэтажного домостроения в России рассказал директор ФАУ «ФЦС» Андрей Копытин

На площадке V Международного форума «Малоэтажная Россия 2022» 19 декабря состоялся круглый стол, посвященный обсуждению регионального опыта строительства малоэтажных зданий.
00
Циан логотип

Итоги 2022 года на рынке аренды

Эксперты Циан.Аналитики подвели итоги 2022 года на рынке долгосрочной аренды и выяснили, в каких городах выгоднее аренда, а не ипотека, а также – как изменилась доходность рантье за последние три года. Тезисы.
00
Банк ДОМ.РФ, логотип

Банк ДОМ.РФ провёл первую сделку по покупке жилья в новостройке с оформлением e-закладной

Банк ДОМ.РФ провёл первую ипотечную сделку по покупке квартиры на этапе строительства с одновременным оформлением электронной закладной.
00
Судостроительная улица, владение 5

Два жилых корпуса по программе реновации введут в Нагатинском затоне в следующем году

В районе Нагатинский затон по адресу: Судостроительная улица, владение 5 в следующем году введут в эксплуатацию два жилых корпуса на 240 квартир для переселения по программе реновации.
00
ГК КОРТРОС лого

Спрос на региональные проекты более устойчив

Спрос на региональные проекты менее подвержен колебаниям рынка, в отличие от московских, такое мнение высказал главный финансовый директор ГК «КОРТРОС» Егор Косарев.
00
Комплекс Экономической политики и имущественно-земельных отношений правительства Москвы

Инвестора для реорганизации территории на Кусковской улице выберут на аукционе

В Москве объявлен аукцион на право заключения договора о комплексном развитии неэффективно используемой территории на Кусковской улице, владение 12 на востоке столицы.
00
Космический PlayHub от ПИК

Космический PlayHub от ПИК появится в Московском регионе

PlayHub «Космопорт» площадью 3 800 м² появится в жилом квартале «Ильинские луга» в 2023 году. «Космопорт» станет местом не только для игр, но где можно просто хорошо провести время в компании.
Или войти с помощью: