Холдинг RBI, один из ведущих девелоперов Санкт-Петербурга, и в условиях кризиса оставался весьма заметным игроком на рынке. Продолжалась реализация начатых проектов, запускались новые, приобретались земельные участки для дальнейшего развития компании, открывались крупные кредитные линии в ведущих российских банках. Об особенностях работы на сегодняшнем рынке недвижимости, о подходах к решению актуальных для девелоперов вопросов, влиянии кризиса на осуществление планов и перспективных для рынка тенденциях «Эксперту С-З» рассказывает президент Холдинга RBI (в него входят компании RBI и «Северный город») Эдуард Тиктинский.
– Как вы оцениваете ситуацию с инвестиционной привлекательностью рынка недвижимости? Появляются ли признаки стабилизации и большей предсказуемости?
– Настроение у меня в целом более оптимистичное, чем было год назад, хотя и тогда я не испытывал сильного пессимизма. Прошло некоторое время, и у нас сложилось свое понимание особенностей спроса на жилую недвижимость в кризис, мотивов поведения покупателей, а клиент разобрался, как ему принимать решения.
Объем сделок на рынке жилья в 2009 году составил 900 тыс. кв. м. Снижение ощутимое по сравнению с докризисным уровнем – порядка 1,3 млн кв. м, хотя отнюдь не в разы. Наш анализ показывает, что были лишь две базовые, качественные причины падения рынка. Во-первых, когда начался кризис, люди первым делом испугались, не понимая, какие компании выживут, а какие – нет. Это заставило отвернуться от первичного рынка наиболее консервативную часть клиентов. Во-вторых, многие рассчитывали на дальнейшее падение цен. Фактор сокращения доходов не следует преувеличивать: на самом деле покупательная способность стала выше, чем до кризиса. Основные накопления у людей были в долларах, и с учетом падения цен в долларах индикатор доступности жилья оказался, по сути, лучшим за многие годы.
Из опасений люди стали разбираться, у кого можно покупать квартиры, и пришло осознание, что размер компании с точки зрения надежности не имеет ключевого значения. Покупатели начали ездить на стройки, смотреть, как застройщики справляются с долговыми обязательствами, и вычленили буквально единицы компаний, которые продолжают строить вовремя и ритмично, запускают проекты, а также имеют стратегические отношения с крупнейшими банками. А когда в четвертом квартале 2009 года эти компании, вызывающие доверие, стали поднимать цены, люди поняли, что больше нет смысла выжидать.
Спрос, таким образом, концентрируется вокруг небольшого количества таких компаний. Я с оптимизмом смотрю на динамику 2010 года и полагаю, что по его итогам объем продаж вырастет до 1,2−1,3 млн кв. м. Радует и то, что если в начале 2009 года люди покупали в основном объекты высокой степени готовности (это показало наше регулярное исследование рынка), то в конце – уже на различных стадиях. Например, строительство «Дома у Речного вокзала» в Невском районе мы начали в декабре прошлого года, а сейчас уже продано более 50 квартир – примерно 10%. Скорость продаж у нас в три раза выше средней по рынку.
Осторожно, кредиты
– Меняется ли позиция банков в отношении кредитования девелоперских проектов?
– Да, в целом на рынке ситуация стала легче. Очевидно, что до кризиса банки выдавали весьма рискованные кредиты: следовало внимательнее смотреть на экономику застройщиков и на то, какие активы они закладывают. В результате банки оказались перегружены залогами с более низкой рыночной оценкой, чем на момент предоставления кредитов. Когда разразился кризис, первая их реакция была – полностью закрыть заслонку. Маятник качнулся, условно говоря, от выдачи кредитов всем до невыдачи никому.
Поэтому предоставление Северо-Западным банком Сбербанка РФ в апреле 2009 года кредита нашей компании на строительство жилого дома на Васильевском острове стало событием. Даже на заседании кредитного комитета банка высказывалось удивление: мол, неужели кризис закончился, если мы выделяем кредит девелоперу? Специалисты, готовившие вопрос, отвечали: посмотрите, компания прибыльная ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте