29.05.2025
Новости компаний, пресс- и пост-релизы
28.05.2025
Новости компаний, пресс- и пост-релизы
27.05.2025
Новости компаний, пресс- и пост-релизы

Недавно глава московского метрополитена Дмитрий Гаев привел данные, из которых следует, что затраты на строительство метро в Москве доросли до европейских расценок. При этом на данный момент московский метрополитен продолжает испытывать дефицит средств. Учитывая такую конъюнктуру, по мнению специалистов аналитического центра «Индикаторы рынка недвижимости», есть высокая вероятность, что очередное подорожание проезда на метро, которого, скорее всего, стоит ждать, как обычно, к 1 января следующего года, будет выше, чем имело место в начале этого года. А значит, со следующего года проезд в столичной подземке может стоить 30 рублей или даже больше.

Для начала следует отметить, что темпы подорожания проезда на метро растут уже третий год подряд. Так, в начале 2010 года 1 поездка в метро подорожала на 18% против подорожания на 15%, которое имело место в начале 2009 года. А в начале 2008 года проезд на метро подорожал всего на 11%. При этом, инфляция по итогам 2007 года составила 12%, по итогам 2008 года – 13%, а в 2009 году – менее 9%. Таким образом, московские власти с каждым годом не только увеличивают плату за проезд на метро, но и увеличивают темпы этого подорожания, причем они уже даже стали заметно превышать темпы инфляции.

Электроэнергия и пассажиропоток

Так если в 2008 и 2009 годах подорожание проезда на метро находилось примерно на уровне инфляции, то подорожание начала 2010 года превысило инфляцию вдвое или на 9%. Примечательно, что, по словам руководителя Департамента экономической политики и развития правительства Москвы Марины Оглоблиной, основная причина такого подорожания не только рост энерготарифов, но и появление новых станций, так как от ввода новых станций пассажиров не прибавляется, а цена обслуживания метрополитена увеличивается.

Кроме того, на фоне снижения потребности предприятий и организаций города Москвы в сотрудниках на фоне финансового кризиса пассажиропоток московского метрополитена по итогам 2009 года не только не увеличился, а снизился примерно на 6%. И это не удивительно, ведь, объем промышленно производства Москвы по итогам 2009 года снизился на 18%. Между тем, пока значительного оживления производства и бизнеса тоже не происходит. Самый оптимистичный прогноз, который делает правительство Москвы, это удержать экономику столицы от дальнейшего падения. На этом фоне вполне логично ожидать в лучшем случае отсутствия очередного падения пассажиропотока у московского метрополитена, но вряд ли роста.

Однако роста энерготарифов, на который власти Москвы также списывали подорожание проезда в метро, в этом году не избежать. Кроме того, скорее всего, темпы их увеличения снова продемонстрируют рост. Дело в том, что в начале 2010 года рост тарифов на электроэнергию, которая является главным энергоресурсом для московского метрополитена, составил всего 8%, тогда как в соответствии с первоначальными планами правительства России этот рост должен был составить 22%.

Такая коррекция связана с тем, что потребность в электроэнергии в целом по стране на фоне падения объемов промышленного производства снизились. Между тем сейчас, в целом по России промышленность стала возрождаться. Так, по итогам первых двух месяцев 2010 года, по данным Росстата, объем промышленного производства по стране вырос почти на 6%. На этом фоне логично предположить, что правительство России постарается наверстать упущенное в части роста энерготарифов.

Следует отметить, что в планы правительства России по реформированию электроэнеретической отрасли российской экономики входило в пределах 4-5 лет, с 2008 года по 2012 год, поднять тарифы на электроэнергию в 2,1 раза. На данный момент с 2008 года они выросли только в 1,5 раза. Следовательно, в течение следующих 2 лет они должны расти темпами не ниже 18% в год, что, в общем-то, соответствует докризисным темпам подорожания электроэнергии. Ведь, по итогам 2007 года, в начале 2008 года тарифы на электроэнергию выросли на 17%, а по итогам 2008 года, в начале 2009 года – на 19%.

Новое строительство

Таким образом, внешняя конъюнктура провоцирует увеличение темпов роста стоимости проезда на московском метро по итогам 2010 года. Однако для этого есть еще и внутренняя конъюнктура. Как уже отмечалось выше, новые станции метро ведут к удорожанию обслуживания одного пассажира, так как не приводят к пропорциональному увеличению количества пассажиров.

Так, по итогам 2009 года в строй был введен отрезок от станции «Строгино» до станции «Митино» протяженностью 6,3 км. При этом до недавнего времени средняя стоимость введения в строй 1 км двухпутного отрезка метрополитена в Москве составляла, по данным главы московского метрополитена Дмитрия Гаева, 2,2 млрд. руб. Таким образом, в 2009 году на строительство метро было потрачено порядка 14 млрд. руб.

В то же время, на 2010 год запланировано строительство участка от станции «Трубная» до станции «Марьина Роща» протяженностью 3 км, затраты который при стандартных расценках составят 6,6 млрд руб. Кроме того, в течение 2010 и 2011 годов планируется завершение строительства отрезка от станции «Марьино» до станции «Зябликово» протяженностью 4,3 км, которое, по данным Дмитрия Гаева, требует инвестиций в размере от 22 млрд руб. до 25 млрд руб.

Получается, что при строительстве отрезка от станции «Марьино» до станции «Зябликово» на 1 км двухпутного участка метро потребуется от 5,1 до 5,8 млрд руб. или от 127,5 млн евро до 145 млн евро. Подобные расходы выглядят несколько странно на фоне того, что расценки на расходные материалы и рабочую силу после кризиса снизились. Особенно странно это выглядит, учитывая, что в Евросоюзе, по данным Дмитрия Гаева, затраты на строительство 1 км двухпутного участка метро составляют от 80 млн евро до 120 млн евро или от 3,2 млрд руб. до 4,8 млрд руб., то есть меньше, чем требуется при строительстве отрезка от станции «Марьино» до станции «Зябликово».

Можно попытаться объяснить такой рост расходов внедрением на новых станциях новых технологий. Так, по словам Дмитрия Гаева, «все 3 новые станции будут иметь лифты для маломобильных групп граждан, так как требования по установке лифтов теперь действует для всех станций мелкого заложения». Кроме того, «архитектура 3 новых станций соберет в себе все современные технологические наработки», цитирует Дмитрия Гаева ИА «Интерфакс». Возможно, повышенные затраты связаны и со сложностью строительства туннелей под поймой реки Москвы.

Но так или иначе, если отнести на 2010 год половину затрат на строительство участка метро от «Марьино» до «Зябликово», а также добавить затраты на завершение ветки от станции «Трубная» до станции «Марьина Роща», то общие затраты на строительство метрополитена в 2010 году составят от 17,6 млрд руб. до 19,1 млрд руб., что на 4–5 млрд. руб. больше, чем в прошлом году. Наконец, введение в строй станций, оснащенных современной техникой, требует более дорого обслуживания.

Получается, что помимо ухудшения внешней конъюнктуры, в пользу увеличения темпов подорожания проезда в метро говорит и логика внутреннего развития метрополитена. А учитывая тенденцию последних трех лет к повышению темпов подорожания проезда в метро, логично предположить, что в 2011 году подорожание может составить порядка 20%. Другими словами, по мнению специалистов аналитического центра www.irn.ru, с 1 января 2011 года стоимость 1 поездки в место вполне может оказаться 30 рублей или даже более.

Вам понравилась статья?
0

Комментарии

(0)#

Последние комментарии на сайте

Только авторизованные пользователи могут добавлять комментарии.

Новости недвижимости:

00
В жилом районе ÁLIA завершён весенний этап благоустройства

В сезонном благоустройстве ÁLIA появились «Рембрандт» и «Черчилль»

В жилом районе ÁLIA завершён весенний этап благоустройства. На всей территории — от центрального парка до прогулочных бульваров — высажено более 19 тысяч многолетних растений. Девелопер проекта – Asterus.
00
Благоустройство жилых корпусов Skolkovo One, графика

Площадь благоустройства новых жилых корпусов Skolkovo One составит 1,75 га

Девелоперская компания Ikon Development приступила к очередному этапу благоустройства территории корпусов первой очереди ЖК бизнес-класса Skolkovo One, расположенного в поселке Заречье, рядом с Мещерским парком.
00
Будни современного города

Инвестиции в коммерческую недвижимость: стратегии входа и механика получения дохода

Коммерческая недвижимость продолжает оставаться одним из самых устойчивых направлений для инвестирования. Порог входа в рынок существенно ниже, чем кажется, а разнообразие стратегий шире, чем традиционные представления о сдаче в аренду офисов или магазинов.
00
ЦДС Северный, детский сад

Группа ЦДС ввела в эксплуатацию детский сад на 320 мест в ЖК ЦДС «Северный»

Дошкольное образовательное учреждение сможет принять 320 воспитанников в возрасте от 2 до 7 лет. Для них в здании предусмотрены 18 групповых ячеек с оборудованными спальнями, игровыми, буфетными и туалетными комнатами.
00
ЦДС Dreamline корпуса 2.5-2.6, графика

Открыты продажи в двух новых корпусах концепт-квартала ЦДС Dreamline

В рамках второй очереди футуристического концепт-квартала ЦДС Dreamline Группа ЦДС открыла продажи в корпусах 2.5 и 2.6. Общая площадь зданий составляет 36 тыс. кв. м, жилая площадь – 22,3 тыс. кв. м.
00
ЖК бизнес-класса Skolkovo One, первая очередь проекта

Площадь коммерческих помещений в первой очереди Skolkovo One позволит создать около 300 рабочих мест

В трех корпусах первой очереди ЖК бизнес-класса Skolkovo One от компании Ikon Development площадь коммерческих помещений составляет 2 867 кв. метров – при общей площади строящихся жилых домов 44 087 кв. метров.
00
VSN Group, логотип группы

VSN group: средняя площадь продаваемых квартир выросла в комфорт-классе и сократилась в бизнес-классе

Департамент аналитики и консалтинга компании VSN Group проанализировал, как изменились за последние три года средняя площадь и стоимость квадратного метра квартир в комфорт- и бизнес-классах в новостройках Москвы. Читайте подробности в релизе.
00
На сессии «Город без парковки: утопия или вызов для архитекторов?», АРХ-Москвы-2025

В Ikon Development назвали условия для сокращения запросов на парковку

О том, как проблемы с парковками в современном городе можно решать с помощью грамотного девелопмента, рассказала Ольга Бочарова, руководитель блока концептуального проектирования Ikon Development.
00
Загородный коттеджный поселок, вид сверху

Актуальный классификатор жилой загородной недвижимости составили для 10 регионов РФ

Классификация загородной недвижимости выделяет 5 основных классов: эконом, комфорт, бизнес, премиум и делюкс. Перечень включает 24 характеристики объекта, охватывающие расположение, инфраструктуру, минимальный размер домовладения и тд.
00
Третья очередь застройки жилого района ÁLIA

Третья очередь жилого района ÁLIA – готовность стройки 85%

На объекте продолжаются фасадные и отделочные работы, завершается монтаж инженерных сетей. Девелопер проекта – компания Asterus отчиталась о ходе строительства.
00
12-метровый фонтан в жилом комплексе «Римский»

Сделано в России: в подмосковном ЖК «Римский» заработал… 3D-фонтан – самый высокий в Европе!

В подмосковном жилом комплексе «Римский» появился по-настоящему необычный арт-объект – в центральной части квартала установили 12-метровый фонтан, изготовленный по технологии 3D-печати.
00
VSN Group, логотип группы

VSN Group: доля ипотечных сделок снижается

В апреле 2025 г на первичном рынке жилой недвижимости в границах старой Москвы в сегментах «комфорт» и «бизнес» было реализовано 4,3 тыс квартир и апартаментов. Это на 6% меньше в лотах и в квадратных метрах, чем в марте
00
Интерьер, ЖК Сабурово Клаб

Искусство рядом: как ФСК Family и Soulmate Gallery создают новую культурную среду в жилых кварталах

ФСК Family, один из лидеров малоэтажной застройки в Подмосковье и Новой Москве, объявила о старте долгосрочного сотрудничества с галереей современного искусства Soulmate Gallery.
00
VSN Group, логотип группы

VSN group: доля квартир с отделкой снизилась во всех классах

Департамент аналитики и консалтинга компании VSN Group проанализировал, как изменилась за последние пять лет доля квартир с отделкой в новостройках Москвы, и пришел к выводу, что во всех классах жилья она сократилась.
00
ЖК «Новый Зеленоград» 3 корпус май 2025

В ЖК «Новый Зеленоград» работы по устройству наружных сетей в 3 и 5 корпусах близятся к завершению

В жилом комплексе комфорт-класса «Новый Зеленоград», который Ikon Development возводит рядом с Зеленоградом, продолжается активное строительство 3 и 5 корпусов. Читайте подробнее в релизе компании.
Или войти с помощью: