Обычно потребители живо интересуются размерами комиссионных, которые просят заплатить им риэлторы. И правильно делают: сэкономить деньги – естественное желание всякого нормального человека. Но, помимо размеров, имеется еще один аспект – платит кто? Покупатель или продавец?
Единого ответа на этот вопрос на отечественном рынке нет, и журнал Metrinfo.ru решил разобраться в разнообразии возможных вариантов.
История: три причины путаницы
Рынок недвижимости возник в России, мягко скажем, не первым в мире. К началу 90-х годов прошлого века, когда нашим людям разрешили свободно распоряжаться своим недвижимым имуществом, другие страны имели уже многовековые традиции оборота данного товара. Логичным было бы предположить, что к нам сразу же придут западные правила и технологии ведения данного бизнеса – в частности, «железобетонный» принцип, что услугу посредника всегда оплачивает продавец. Но – не получилось, и причин этому видится сразу несколько.
Первая сводилась к тому, что экс-советские граждане, внезапно получившие в руки гигантское по стоимости имущество, не имели абсолютно никаких навыков обращения с ним – недаром одним из самых популярных журналистских штампов тех лет стал Буратино со своими пятью золотыми на Поле Чудес. А поскольку среди риэлторов встречались иногда откровенные Лисы Алисы и Коты Базилио, комиссионные назначались по принципу «максимум, что удастся содрать со всех». «Довольно часто бывали случаи, что платили обе стороны сделки», - деликатно характеризует те времена Ирина Стрижова, директор по маркетингу и продажам башни «Меркурий Сити».
Вскоре объявилась и вторая причина. Практически постоянным состоянием, в котором прибывал российский (или, как минимум, московский) рынок недвижимости был рост цен. Как следствие, превышение спроса над предложением: людей с деньгами, желавших купить квартиру, почти всегда было больше, чем продавцов. Продавцы, понятно, чувствовали себя в привилегированном положении, и чтобы раздобыть объект «на эксклюзив», риэлтору приходилось всячески пресмыкаться перед ними. Естественным ходом со стороны агентств недвижимости тут стало обещание продавцам «все сделать для вас совершенно бесплатно». Тот риэлтор, который настаивал бы на буржуйских правилах и требовал от хозяина квартиры заплатить, просто остался бы без клиентов.
И, наконец, третье. Перефразируя классика, можно сказать, что агент в России – больше, чем агент. Это в других странах его задача – просто найти вариант, а прочей работой (юридической проверкой, проведением сделки, организацией расчетов) займутся совсем другие специалисты. У нас же агент делает всю работу фактически самостоятельно. А поскольку – как совершенно справедливо отметили нам в агентстве недвижимости «Азбука жилья» - более всех заинтересован в чистоте проведения сделки именно покупатель, ему и предлагали заплатить.
Так – не везде
Примечательно, что в других сегментах рынка недвижимости правила были совершенно иными. «На отечественном загородном рынке комиссию исторически всегда платил продавец, - свидетельствует Михаил Мечев, руководитель отдела продаж компании «Загородный проект». – До кризиса ее размер составлял обычно 3-5%, сегодня, в связи с сокращением спроса, комиссионные увеличились до 6-7%, а в отдельных случаях (сложные в продаже объекты, «дальние дачи») может достигать и 20%». Случаи, когда платит покупатель, иногда встречаются, продолжает эксперт, но это должна быть какая-то особая ситуация. Например, продавец в итоге торгов соглашается на существенное снижение цены, но комиссию оплачивает покупатель.
Продавец «отдувается» и в сегменте дорогого жилья. Как ...
Комментарии
(1)#Последние комментарии на сайте