С одной стороны, общественное мнение придерживается той точки зрения, что жилье – товар социальный, и потому следует стремиться к его удешевлению. С другой, – едва ли не все поголовно заинтересованы в удорожании квадратного метра...
Экономический кризис поднял волну дискуссий на тему снижения стоимости жилья. Начало процессу было положено в конце 2008 года в период активного развития кризиса. В тот момент стало популярным преподносить кризис не только как источник всякого рода неприятностей, но и как весьма оздоравливающее явление, которое послужит, в частности, удешевлению жилья. В рамках провозглашенной прошлой весной антикризисной программы правительством было принято решение строить жилье для социальных целей по цене не выше 30 тыс. рублей за кв. метр. Президент и премьер неоднократно высказывались в том смысле, что 30 тыс. – это красная цена для социального жилья.
Вслед Фонд РЖС, АИЖК, Фонд ЖКХ объявили о запуске скоординированных механизмов строительства уже коммерческого жилья экономкласса по цене, не превышающей 30 тыс. В процесс пытаются вовлечь банкиров. Деловое сообщество вдруг вспомнило о социальной направленности жилищного строительства, Ассоциация строителей России подняла вопрос о разработке концепции социальной жилищной политики. На 3-м Всероссийском форуме «Стратегия развития жилищного строительства в России» одной из доминирующих тем было снижение издержек в отрасли.
Возникает впечатление, что все только и мечтают исключительно об удешевлении жилья. Впрочем, эти иллюзии тут же разбиваются об элементарный вопрос: отчего же тогда жилье при малейшей возможности так охотно и с готовностью дорожает?
К формированию цены так или иначе причастны четыре заинтересованные стороны: собственно население, застройщики, риелторы и местные власти. Непредвзятый анализ показывает, что за незначительным исключением вектор их интересов совпадает и направлен в сторону роста цен.
Легко на сердце от скромной квартирки
Казалось бы, уж население-то априори заинтересовано в низких ценах абсолютно на любые товары, в том числе – на жилье. Это действительно так, но с одним уточнением. Оно заинтересовано в низких ценах на те товары, которые приобретает или реально рассчитывает на возможность покупки. Если же стоимость предмета до такой степени заоблачна, что о его приобретении не приходится даже мечтать, то подобный предмет для человека как бы не существует. И человек становится безразличен к его цене. С учетом этого взглянем на позицию населения.
В своем отношении к жилью оно неоднородно. Есть семьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий и имеющие на это деньги. Это единственная категория, которая безоговорочно заинтересована в снижении цен на жилье, но и то только до тех пор, пока его не приобретет. Эксперты спорят, составляет эта группа 5 или 10 процентов населения, но в любом случае такой публики крайне мало.
Есть те, кто в жилье не нуждается, но у кого имеются деньги и кто вложился в жилье с целью ...
Комментарии
(13)#Последние комментарии на сайте