Подходит к концу трудный для строителей кризисный год. Не случайно говорят: чем выше взлетел, тем больнее падать. Московский стройкомплекс за 20 лет своего существования взлетел очень высоко: последнее время объемы только жилищного строительства в столице составляли порядка 5 млн. кв. м ежегодно. Плюс социальные объекты, гостиницы, офисы, гаражи, инженерные сети, дороги — чтобы перечислить даже самые крупные направления работы, не хватит пальцев обеих рук. Насколько болезненным было падение с завоеванных строителями высот и как быстро отрасль сумеет восстановить утраченный потенциал, в интервью “МК” рассказал глава московского стройкомплекса Владимир РЕСИН.
— Владимир Иосифович, как в целом можно оценить итоги года для стройкомплекса Москвы? Какой спад зафиксирован в отрасли по сравнению с 2008 годом?
— Конечно, мировой финансовый кризис не мог не сказаться на работе строителей. Заметно сокращен бюджет, урезана адресная инвестиционная программа. Как следствие этого — упали объемы строительства. В этом году мы выйдем на 3 млн. кв. м жилья, хотя раньше, как вы знаете, строили более 4 млн. кв. м. Но, с другой стороны, мэр Москвы Ю.М.Лужков и правительство города сделали все, чтобы сгладить последствия кризиса для строительной отрасли Москвы. Был разработан целый комплекс антикризисных мер. Благодаря этому нам удалось сохранить нормальную работоспособность стройкомплекса и его ведущих организаций. В прошлом году был хороший задел по проектированию, по подготовке разрешительной документации. Это позволило стройкомплексу продолжить нормальную работу на объектах социального назначения. В итоге вместо запланированных 722 тыс. кв. м городского жилья мы в этом году построим 820 тыс. кв. м. Еще примерно 400 тыс. кв. м город получит под социальные нужды за счет инвестиционных проектов. В итоге по сравнению с программой прошлого года мы недосчитаемся всего 200—250 тыс. кв. м. Я считаю, что для такого трудного года это неплохой результат.
— А другие направления?
— Ни одно из ключевых направлений работы стройкомплекса в 2009 году остановлено не было: в городе построены 33 детских сада, 10 школ, 5 блоков начальных классов, 2 поликлиники, Центр патологии речи и нейрореабилитации, новый корпус НИИ неотложной детской хирургии и травматологии ДГКБ-20 имени Тимирязева (Центр Рошаля), 26 физкультурно-оздоровительных комплексов; до конца года завершим строительство Ледового дворца на северо-востоке Москвы.
Несмотря на кризис, правительство Москвы смогло запустить два принципиально новых для города проекта — по строительству “народных гаражей” и реконструкции некомфортного жилья. В этом году активно строилось жилье для многодетных семей. Многодетные семьи с пятью и более детьми уже обживают 185 построенных для них отдельных коттеджей. Скоро новоселье будут отмечать участники программы “Народный гараж”. Сейчас в активной стадии строительства находятся 198 паркингов, рассчитанных на 70 тыс. машиномест. Автовладельцы проявляют большой интерес к программе, которая позволяет приобрести в собственность машиноместа в 2—2,5 раза дешевле среднерыночной цены. Например, в ЦАО средняя стоимость места в гараже составляет 1,3 млн. руб., в САО — 910 тыс. руб., в ЮЗАО — 870 тыс. руб., в ЗАО — 895 тыс. руб. и т.д. Мы же жителям всех округов предлагаем покупать гаражи по 350 тыс. руб. за место. Причем в настоящее время все работы по сооружению паркингов осуществляются за счет средств строителей, ни одна копейка из “народных” денег не потрачена. Средства, внесенные гражданами, будут перечисляться подрядчикам лишь после выполнения всего объема работ. Правительство Москвы разработало эту схему, чтобы полностью исключить возможность появления обманутых дольщиков в рамках городской гаражной программы.
— В августе вы говорили, что по итогам 8 месяцев строительные компании открыли в Москве только два-три новых адреса, что может обернуться дефицитом коммерческого жилья. За последние месяцы что-нибудь изменилось?
— Застройщикам пришлось непросто, но большинство компаний, на мой взгляд, уже преодолели острую фазу кризиса и приступают к работе в нормальном режиме ...
Комментарии
(1)#Последние комментарии на сайте