Волна фиктивных регистраций накрыла большие и малые города. Она стимулирует приток новых нелегалов и дает официальную крышу гастролирующей преступности. Вот почему Федеральная миграционная служба предлагает ввести ограничения в правила регистрации граждан.
Из советского опыта могут вернуться запреты на "прописку" неограниченного числа людей на ограниченную жилплощадь.
С такой инициативой выступили в управлении миграционной службы по Московской области. Идею поддержали в ФМС и обратились с таким предложением в Московскую областную Думу. Там уже готовят законопроект с поправками в Жилищный кодекс, который намерены представить в Госдуму.
Старый Жилищный кодекс РСФСР ограничивал число зарегистрированных в отдельно взятой квартире квадратными метрами. В разных городах были и разные ограничения. Минимальный размер квадратных метров на человека - шесть, а, например, в Москве все 12 квадратов. Это означало, что даже если внук собирался прописаться к своей бабушке, но у нее по нормам не хватало одного квадратного метра, то в "прописке" отказывали. В 1993 году был принят Закон "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", с принятием которого "прописка" была отменена и введен регистрационный учет граждан.
Однако во многих городах практически сразу была введена обязательная регистрация по месту проживания, которая давалась с согласия властей.
Например, согласие на регистрацию родственников в неприватизированной квартире в обязательном порядке требовалось в Москве, но не нужно было в Подмосковье.
В 2004 году после принятия нового российского Жилищного кодекса победу праздновали все правозащитники страны и собственники жилья. Хозяева квартир, наконец, получили право регистрировать на своей жилплощади столько людей, сколько захотят.
Спустя пять лет эта норма обернулась серьезной головной болью как для властей, так и для многих жителей страны.
По всей стране появились "нехорошие" дома, которые сразу окрестили резиновыми. Например, чтобы получить подмосковную прописку, человек покупает в каком-нибудь селе долю частного дома, в размере... 10 квадратных сантиметров. После чего на абсолютно законных основаниях получает постоянную регистрацию в своем "доме-коробчонке", где даже лягушонке было бы тесно. Казалось бы, смешной и безобидный казус: нужна человеку прописка - пусть хоть на сантиметре квадратном пропишется. Но "правозащитным" законом тут же начал пользоваться криминал.
После взрыва смертницы в августе 2004 года у метро "Рижская" у ее погибшего сообщника-террориста следователи обнаружили паспорт на имя Николая Самыгина. Оказалось, что на самом деле это выходец из Карачаево-Черкесии Николай Кипкеев, который непосредственно руководил терактом. Выяснилось, что паспорт он купил и за месяц до теракта прописался в Московской области в Клину в доме, где было зарегистрировано еще 300 человек. Если бы не теракт, вряд ли бы кто-то раскрыл клинскую группу мошенников, которая за полгода умудрилась фиктивно прописать 600 человек. Цена прописки была 500-600 долларов.
Прошло пять лет, а ситуация в том же Подмосковье не изменилась. "Резиновых" домов меньше не стало. В полуразрушенной халупе, где реально никто не живет, может быть зарегистрировано от 150 до 500 человек. Каждый день на эти адреса приходят сотни извещений из судов с исковыми заявлениями к гражданам, которые там прописаны. Большинство из них - по невозвращенным кредитам. Люди спокойно регистрируют по фиктивному адресу автомобили и даже оружие, берут потребительские и ипотечные кредиты. Кроме того, здесь могут быть прописаны граждане, находящиеся в розыске.
- Получается, что мы имеем дело с мертвыми душами и не знаем, где они находятся на самом деле, - заявил корреспонденту "РГ" официальный представитель управления ФМС России по Московской области Виталий Стрельцов.
Причем все о положении вещей знают и местная власть, и прокуратура, и милиция, но сделать ничего не могут.
- Добиться того, чтобы людей на эти адреса не регистрировали или отменили уже действующую регистрацию, мы можем только при помощи прокуратуры, - замечает Стрельцов. - Только через суд удается добиться отказа в регистрации по "резиновым" адресам.
- Понятно, что те "нехорошие адреса", по которым регистрируются десятки абсолютно чужих друг другу людей, являются минами замедленного действия, - заявил корреспонденту "РГ" председатель Московской областной Думы Валерий Аксаков.
Областные миграционщики признаются, что, несмотря на все усилия, переломить ситуацию очень сложно и подчас невозможно, потому что есть действующий закон. Поэтому они обратились к председателю Московской областной Думы с просьбой инициировать внесение в Госдуму законопроекта, предусматривающего поправки в действующее жилищное законодательство. Их суть - установить хотя бы минимальные нормы, ограничивающие бесконтрольную регистрацию граждан на жилплощади собственника. Каков будет этот минимум квадратных метров, пока сказать трудно. Вероятно, они будут разными по регионам и учитывать, идет ли речь о посторонних или о родственниках. В законопроекте, который инициируют миграционщики, речь идет исключительно об ограничениях на регистрацию посторонних лиц.
- Речь идет о том, чтобы в кодексе все же были установлены минимальные нормы жилой площади, которыми собственник дома или квартиры должен руководствоваться при предоставлении иным гражданам своего жилья по договору найма или аренды, - пояснил корреспонденту "РГ" председатель Московской областной Думы Валерий Аксаков.
Но даже в областной Думе признают, что найти правовое решение данной проблемы очень непросто, при этом обещают рассмотреть проект поправки и направить его в Госдуму.
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте