Банки столкнулись с проблемами реализации залогового имущества. В свою очередь заемщики выяснили, что их активы обладают далеко не той ценностью, которую им приписывали. Насколько финансовые институты и их клиенты готовы взаимодействовать в условиях изменившейся реальности, выясняли на тематической встрече. Заодно поговорили и об особенностях бизнеса по-русски.
Трудности, связанные с оценкой залоговых активов, переданных в качестве обеспечения по кредитам, в России у банков впервые возникли осенью 2008 года. Стоимость недвижимости и земельных участков снижалась, и летом 2009 года расхождение в ожидании доходности у продавцов и покупателей фактически парализовало рынок продаж коммерческой недвижимости. В итоге заемщики и банки встали перед необходимостью адаптироваться к изменившейся ситуации и к новым рыночным реалиям.
По мнению Антона Реутова, руководителя отдела оценки и консалтинга компании Knight Frank St.Petersburg, и банкам, и заемщикам необходимо научиться оценивать активы комплексно и, главное, честно. «Чтобы уяснить истинную стоимость залога, надо правдиво ответить на вопросы — сколько объект недвижимости стоит сейчас, кому он может быть продан или как его реструктуризовать с наименьшими потерями», - считает он. «А также оценить, сколько он будет стоить через два или три года — при любом сценарии развития событий», - добавляет Олег Барков, генеральный директор Knight Frank St.Petersburg, и тут же приводит пример, подтверждающий, что к такому подходу готовы далеко не все.
«Был у нас клиент, - вспоминает Барков. - Принес бизнес-план — проект торгового центра на 300 тысяч квадратных метров, да еще с подземным паркингом, в Ленинградской области. Арендаторов никаких, кто туда поедет — неизвестно. Даже по самым радужным докризисным временам проект был абсолютно мертвый. Но под него получили кредит, и теперь пытаются его заложить». По словам эксперта, активы очень часто переоцениваются, а вопрос сближения цен продавца и покупателя он полагает проблемой психологической. «Продавец держит недвижимость и рассуждает — с голоду буду умирать, но ни цента не скину, - разводит руками Барков. - И его можно понять — бизнес-центр построен, договоров нет. Вложили в проект 90 миллионов, хотят вернуть хотя бы 75, а его дороже чем за 45 не продать. И вот он надеется на ...
Комментарии
(5)#Последние комментарии на сайте