Пик банковского кризиса переносится с конца текущего года на середину 2010-го. К этому времени доля проблемной и безнадежной задолженности утроится относительно текущего уровня и превысит показатели 1998 года.
Данные Банка России о состоянии крупнейших кредитных организаций на конец полугодия, опубликованные в минувший понедельник, не радуют: более 70% всей просроченной задолженности находится в портфелях лидеров сектора, входящих в топ-30. Статистика Центробанка подтверждает выводы, содержащиеся в не опубликованном пока докладе Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) «Стресс-тест российской банковской системы»: сильнее всего от кризиса пострадают именно крупные банки, конкретнее — частные московские.
Глубина долговой ямы
Основная проблема банкиров — плохие долги — далеко не нова, она возникла еще в конце прошлого года. И проблема эта только усугубляется: по данным Центробанка, за первое полугодие объем плохих долгов удвоился в абсолютном выражении, увеличившись с 422 млрд до 830 млрд рублей. Доля просрочки в кредитных портфелях банков также выросла вдвое, с 2,1% на начало января до 4,2% на конец июня (в том числе по кредитам нефинансовому сектору — с 1,3 до 2,9%).
И даже эту далеко не оптимистичную официальную статистику ЦМАКП корректирует в сторону ухудшения. Во-первых, центр исключает из расчетов Сбербанк, вследствие чего картина получается еще более удручающая: общий объем просрочки на конец полугодия составляет уже 6,2% от совокупного кредитного портфеля (по вине предприятий — 5,9%). Во-вторых, предлагает оценивать уровень плохих кредитов не по объему просрочки, а по другому показателю — уровню проблемных и безнадежных ссуд. Дело в том, что в категории просроченных кредитов фиксируются только конкретные, не погашенные в срок транши. А показатель проблемных и безнадежных ссуд отражает весь кредит, по которому имеется длительная задержка платежа. Доля таких нехороших ссуд, по данным ЦБ, уже на 1 апреля составляла 5,1%. По оценкам ЦМАКП, к концу первого полугодия она выросла до 7%.
И это еще не пик долговой проблемы. Во-первых, финансовое положение предприятий продолжает ухудшаться: как подсчитали в ЦМАКП, по сравнению с прошлым годом соотношение прибыль/долг в нефинансовом секторе снизилось вдвое — с 23,3% в январе–апреле 2008 года до 10,4% в соответствующем периоде текущего года. В некоторых отраслях этот показатель ушел в зону отрицательных значений: –9% — в производстве ряда неметаллических минеральных продуктов, –4,4% — в сфере обработки древесины и производства изделий из дерева, примерно столько же (–3,7%) — в сельском хозяйстве. Одновременно растет зависимость предприятий от банковских кредитов. И дело не в том, что активно расширяется кредитование: по данным ЦБ, динамика предоставления кредитов нефинансовому сектору в первом полугодии, за исключением января, отрицательная и ежемесячно сокращается в диапазоне от 0,4% до 1,5%. Просто происходит обвальное снижение обеспеченности компаний собственным оборотным капиталом, что автоматически увеличивает удельный вес заемных средств. Так, в третьем квартале 2008 года доли собственных средств и банковских кредитов в оборотном капитале составляли соответственно 6,9 и 52,5%, а в первом квартале нынешнего года соотношение составило –3,5 и 62,9%. Рост долговой нагрузки на предприятия чреват очередной эскалацией невозвратов кредитов.
Во-вторых, банкам становится все труднее маскировать растущую задолженность (не секрет, что часть плохих ссуд, дабы не портить отчетность, кредитные учреждения пролонгируют). Истинных масштабов псевдореструктуризации, происходившей в течение года, не представляет никто, эксперты могут лишь строить предположения. «Что большие проблемы в секторе “зашиты”, это очевидно. Когда эти проблемы вылезут, предсказать ...
Комментарии
(5)#Последние комментарии на сайте