Сложившиеся за последние полгода реалии на арендном рынке коммерческой недвижимости заставили арендодателей комплексно пересматривать свои взаимоотношения с арендаторами. То, что собственникам не снилось даже в кошмарных снах, свершилось. На «дворе» - рынок покупателя (в данном случае арендатора). Он еще не диктует полностью свои условия, но уже заставляет считаться со своими желаниями и потребностями.
Влияние мирового финансового кризиса на российскую экономику привело к изменениям в структуре рынка коммерческой недвижимости, а также к формированию новых условий ведения бизнеса для всех его участников. Изменилось как формирование предложения офисных площадей, так и структура и уровень спроса на них. Нестабильная финансовая ситуация многих потенциальных арендаторов в значительной степени повлияла на сроки наполняемости объектов коммерческой недвижимости: офисов, торговых центров, промышленных и складских помещений.
Например, уровень вакантных площадей в столичных бизнес-центрах значительно повысился - в среднем по рынку он составляет 15%, что является абсолютным максимумом за последние 8 лет. В начале 2008 года этот показатель не превышал в среднем 5%. В конце четвертого квартала 2008 – январе 2009 года он составил 10-18% для помещений класса «А» и 12-16% для офисов класса «В». В первом квартале 2008 года для офисных помещений класса «А» доля вакантных площадей составляла порядка 2-7%, класса «В» – 4-6%. И можно ожидать дальнейшего увеличения уровня вакансий по мере ввода в эксплуатацию новых офисных зданий.
При этом активность со стороны потенциальных арендаторов торговых центров снизилась не так ощутимо и доля вакантных торговых помещений по-прежнему не высока. Она составляет 1-3%. В 2009 году ожидается дальнейший спад деловой активности на рынке торговых помещений и снижение спроса на площади в торговых центрах. Однако резкого повышения уровня вакантных площадей не произойдет, поскольку большинство из заявленных к вводу в 2009 году объектов, вероятно, не будут введены в срок.
Наиболее востребованные сегодня торговые помещения – это секции 100–300 кв. м. При этом необходимо понимать, что у каждого торгового оператора существует определенный диапазон площади секции, в рамках которого он развивает тот или иной формат магазина. И если раньше арендаторы были готовы занимать помещения в верхней границе диапазона площадей, а в некоторых случаях и дополнительные площади, то сегодня большинство арендаторов стремятся не превышать оптимальный для формата размер секций.
На рынке наблюдается снижение спроса на качественные офисные площади, вызванное выжидательной позицией ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте