В 1783 году после очередного наводнения, повредившего Большой Каменный мост, императрица Екатерина Великая повелела проложить Обводный канал (он же Отводный, или, для совсем непонятливых — Водоотводный). Работы заняли три года, и сносить при этом ничего не пришлось, так как лежало здесь «премерзкое» болото. Недавно археологи установили, что болото возникло на месте старицы, а значит, канал — вовсе не канал, а расчищенное старое русло Москвы-реки. Соответственно, образовавшийся остров не искусственный, а вполне естественный. Он просуществовал в самом центре города более 200 лет под русским именем «Болотный» и под татарским «Балчуг» с тем же значением. Пока однажды...
Пока однажды не обнаружилось, что всего в двухстах метрах от Кремля пропадает настоящая «архитектурная целина». Так на свет появился проект «Золотой остров», предполагающий масштабную реконструкцию всей западной части Болотного острова от стрелки до Большого Москворецкого моста.
Разумеется, знаменитый Дом на набережной с кинотеатром «Ударник» и старое здание британского посольства будут сохранены. Равно как и палаты Аверкия Кириллова — одно из старейших зданий Москвы (середина XVII века), с храмом Николы на Берсеневке. Эти раритеты предполагалось всего лишь окружить ресторанами, гостиницами, варьете, казино, дискотеками и т. п. по горизонтали, а также пешеходными эстакадами и подземными гаражами — по вертикали. А на месте самого значимого здания — фабрики «Красный Октябрь» — по замыслу проектировщиков должен был остаться маленький цех — нечто наподобие «папуасской деревни», где туристы смогли бы понаблюдать за процессом изготовления кондитерских изделий и угоститься рукодельными сластями.
То, что эта стройка растянется не меньше чем на 10–15 лет, и в 2003 году мало кто сомневался. Сегодня можно смело накинуть еще лет пять. Строительство на речных островах почти гарантированно преподносит сюрпризы, удлиняющие заявленные сроки в полтора, а то и в два раза. В ходе предпроектных экспертиз выяснилось, что грунты на острове действительно сложные. Впрочем, о сроках окончания никто и не объявлял: после эпопеи с «Москвой-Сити» желающих делать громогласные заявления поубавилось. Однако в 2003 году сообщалось, что первая очередь — квартал между Софийской набережной и Болотной площадью — будет завершен... к 2005 году.
Выбор властей остановился на группе компаний «Корпорация развития территорий» (КРТ). Ее «дочку» — «КРТ Мегаполис» — столичное правительство назначило управляющей компанией проекта. Вскоре КРТ объявила о создании двух паевых инвестиционных фондов для финансирования проекта: «Золотой» (для строительства жилья) и «Мегаполис» (для создания инфраструктуры). Сообщалось даже о живейшем интересе к этим ПИФам со стороны западных инвесторов. Правда, при одном условии. Без участия и гарантий города привлечь инвесторов под столь масштабное строительство невозможно, в этом специалисты рынка единодушны. Но мэрия, которая в качестве пая могла бы внести право собственности на землю, здания, инфраструктуру, участвовать в создании фондов отказалась. Собственно, дальше дело так и не пошло.
Почему? Есть парадоксальное объяснение: проект слишком хорош. Скажем так, еще в 2005 году застройщики похвастали, что готовое жилье на «Золотом острове» будет стоить до $25 тыс. за 1 кв. м, а в «видовых» квартирах — и до $50 тыс., а риэлторы об этом раструбили. Зачем они это делали, понятно. Но объяснимо и то, что впечатляющие цифры разбередили души не только потенциальных инвесторов и покупателей, но и всех тех многочисленных структур, от которых прямо или косвенно зависит само строительство.
Вдруг выяснилось, что по концепции генплана Москвы (который замечателен уже тем, что в него можно постоянно вносить изменения, а это полезно при ведении переговоров) городу нужна на острове масса развлекательных и торговых центров ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте