19 февраля 2009 года под председательством председателя Комитета Виктора Плескачевского состоялось очередное заседание Комитета по собственности. Первым вопросом повестки дня депутаты рассмотрели внесённый Законодательным Собранием Санкт-Петербурга законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)», предусматривающий распространение на нежилые помещения норм о нахождении их в залоге в силу закона с момента государственной регистрации права собственности заемщика на такое здание, сооружение, нежилое помещение.
Комитет по собственности поддержал концепцию законопроекта, так как его реализация позволяет расширить возможности для предпринимателей получить кредиты под залог нежилых помещений. Вместе с тем депутаты отметили, что по законопроекту имеется целый ряд замечаний. Законопроект распространяется на все случаи приобретения нежилых помещений независимо от того относится ли приобретатель к субъектом малого (среднего) бизнеса или нет, в то время как в пояснительной записке указано, что законопроект направлен на поддержку именно малого и среднего бизнеса. В этой связи, по мнению депутатов, при доработке законопроекта необходимо уточнить сферу его действия. Депутаты также отметили, что в соответствии с Федеральным законом «Об ипотеке (залоге недвижимости)» права залогодержателя по обеспеченному ипотекой обязательству и по договору об ипотеке могут быть удостоверены закладной, которая является именной ценной бумагой, удостоверяющей право ее законного владельца на получение исполнения по денежному обязательству, обеспеченному ипотекой, без представления других доказательств существования этого обязательства, а также право залога на имущество, обремененное ипотекой.
Таким образом, положения законопроекта нуждаются в согласовании с упомянутыми правовыми нормами Следует также иметь ввиду, что правовая и экономическая природа отношений, возникающих при жилищном кредитовании граждан, и отношений, складывающихся при осуществлении предпринимательской деятельности, существенно различается. В этой связи требует дополнительного обсуждения целесообразность дублирования установленных для физических лиц правил об ипотеке в силу закона на отношения между предпринимателями и кредитными организациями.
С учётом высказанных замечаний по тексту законопроекта депутаты Комитета рекомендовали Государственной Думе принять его в первом чтении.
Комментарии Виктора Плескачевского
Разницы между жилыми и нежилыми помещениями не только нет, но и в принципе не должно быть! Но, пока, то ли наше право слишком социальное: у нас есть исключения для физических лиц, для жилых, нежилых помещений. Я считаю: недвижимость – есть недвижимость. Если есть недвижимость, значить она может быть в ипотеке. Я за то, чтобы стирать все границы между разными видами имущества и разными условиями пользования. Данный законопроект мы поддерживаем, как концепцию.
Вторым вопросом повестки дня был рассмотрен проект федерального закона «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком», внесенный Правительством Российской Федерации.
Необходимость законопроекта обусловлена отсутствием в настоящее время законодательно определенного понятия "инсайдерская информация" и механизмов, предотвращающих ее использование, а также недостатки в существующих определениях признаков манипулирования рынком позволяет широко использовать недобросовестные приёмы и действия на финансовых и товарных рынках. Нерешенность в законодательстве на протяжении более 10 лет данной проблемы причиняет существенный вред интересам граждан и юридических лиц, интересам общества и экономики в целом, подрывая доверие инвесторов и участников торговли к организованным финансовым и товарным рынкам, мешает становлению цивилизованных условий для инвестирования и торговли на них, препятствует их эффективному развитию и укреплению международной конкурентоспособности.
Депутаты поддержали принятие законопроекта в первом чтении уже потому, что работа над различными вариантами законопроекта велась в правительственных структурах с 1997 г. и принятие законодательства, предусматривающего систему мер по противодействию неправомерному использованию инсайдерской информации, несомненно является давно перезревшей проблемой.
Однако депутаты – члены Комитета высказали ряд серьезных замечаний по тексту законопроекта..
По мнению Комитета в законопроекте использованы не корректные формулировки некоторых основных понятий. Нечеткость этих формулировок открывает возможности для их произвольного толкования, а следовательно - для произвола контролирующих органов, проявления коррупции и других негативных последствий. В частности, речь идет об определении «инсайдерская информация», «манипулирование рынком», «инсайдеры». Например, признание каких-то действий манипулированием может повлечь за собой имущественную, а в ряде случаев - административную и уголовную ответственность.
Для гражданско-правовой ответственности необходимо доказать наличие убытков, причиненных именно этими действиями, а для административной и уголовной ответственности нужно доказать еще и наличие вины, т.е. доказать, что действия были направлены на достижение негативного результата. При тех формулировках "манипулирования", которые даны в проекте возложение ответственности на "манипулятора" вряд ли возможно.
Также имеется необходимость уточнить дефиниции и ряда других определений, используемых в законопроекте, например финансовых инструментов, в том числе – производных финансовых инструментов.
С учётом высказанных замечаний Комитет поддержал принятие законопроекта в первом чтении.
Комментарии Виктора Плескачевского
До сегодняшнего дня каких либо серьезных мер и норм регулирования по использованию инсайдерской информации у нас нет.
Данный закон был подготовлен Правительством. При чем готовился он очень давно, около 10 лет. В конце прошлого года Правительство приняло решение о его внесении в Государственную Думу.
Ключевым регулятором по данному закону станет Федеральная служба по финансовым рынкам.
Данный закон, конечно очень ожидаемый, но особенно важно его принятие сегодня – в условиях кризиса, когда любое влияние на финансовый рынок мгновенно отражается на его котировках.
Данный закон явно долгосрочного характера, он позволит создать базу, на основе которой можно будет наконец-то приступить к регулированию.
Данный закон ставит своей целью наведение порядка на финансовом рынке, а не контроль и регулирование за деятельностью СМИ.
Самое важное в принятие данного закона – создать прецедент. Главное начать. Это очень сложные расследования и здесь может помочь только практика.
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте