Подавляющим большинством при открытом голосовании редакция КДО присвоила титул «Человек года на рынке недвижимости» владелице компании «Интеко» Елене Батуриной. Известно, что «Интеко» — компания удачливая. Она, например, выигрывает все конкурсы, в которых рискует участвовать. По крайней мере, в Москве. Но все это везение не умаляет простого факта - «Интеко» дольше и серьезнее многих других компаний готовилась к кризису. Именно за это Елена Батурина удостоилась высокой награды нашей редакции. Обосновываем.
Все знали всё. Выражаясь более конкретно, Елена Батурина могла знать о приближении кризиса не больше, чем владельцы всех остальных строительных компаний. И здесь никакая удачливость хорошую работу аналитиков не заменит. В общем-то, не секрет, что коллеги с особым вниманием следят как за приобретениями «Интеко», так и за тем, от каких активов она избавляется. В прошлом году компания подбросила наблюдателям немало пищи для размышлений. Еще в начале мая «Интеко» заявила о предстоящей реконструкции обоих своих цементных заводов — Верхнебаканского и Атакайцемента (оба предприятия находятся под Новороссийском). Речь шла о строительстве новой линии на первом и увеличении мощности второго более чем в четыре раза — с 0,6 до 2,6 млн тонн. А всего через два месяца компания сообщила о намерении продать часть акций этих предприятий. В планах продажи упоминались и три месторождения нерудных материалов в Самарской, Калужской и Тульской областях.
Да, официальной целью сделки было названо привлечение капитала на инвестиции. Но, наверное, это заявление было бы более уместным в мае, одновременно с заявлением о модернизации заводов. Да, к началу июля проблемы со сбытом цемента были видны невооруженным глазом: только в июне цены на него упали до 10%. Правительство нашло виновных в росте цен на жилье (притом, что доля цемента в себестоимости здания не превышает 4-6%) и начало наступление по всем фронтам. В то время, когда цементники вложили свои «сверхприбыли» в строительство дюжины новых заводов, были резко снижены ввозные пошлины на импортный цемент. По иронии судьбы, турецкий цемент поступает в Россию через Новороссийск. Но эти проблемы — ничто в сравнении с теми прибылями, которые в скором времени обещают цементные заводы, ближайшие к олимпийским стройкам и бурно развивающемуся Черноморскому побережью вообще. А Россию в июле называли «оазисом стабильности».
Была, правда, еще одна причина, которая могла сбить наблюдателей с толку. Это «фальстарт» четырехлетней давности. В начале 2005 года «Интеко» уже выходила из цементного бизнеса, продав пять своих заводов компании «Евроцемент групп». Тогда некоторые связывали продажу с неустойчивым положением властей города, в котором «Интеко» владеет основными активами: будто бы смена мэра могла как-то отразиться на бизнесе компании. Но все разрешилось наилучшим для мэра образом, как разрешалось и до, и после. Так или иначе, но в 2006 году «Интеко» снова занялась цементом, приобретя два вышеназванных завода под Новороссийском. Город этот находится от Москвы очень далеко, положение столичного мэра хорошо, как никогда (в том смысле, что разговоров о его скором снятии в середине 2008-го было не больше и не меньше, чем обычно). Сообщение о планируемой продаже доли в двух цементных предприятиях должно было коллег насторожить.
Впрочем, в августе тема продажи цементных заводов вдруг потеряла актуальность. Но и здесь наблюдатели могли отметить несколько совпадений. Тогда же в августе «Интеко» продала часть своего пакета акций Сбербанка. Некоторые предсказывали банкам ужасное будущее в случае пришествия кризиса в Россию. Как оказалось, банки пострадали куда меньше. Помогла им «щадящая девальвация рубля» — поэтапное расширение границ колебаний бивалютной корзины — на что государству было не жалко бросить свыше $110 млрд. Одновременно банки получили долгосрочных кредитов почти в триллион рублей на кредитование реального ...
Комментарии
(6)#Последние комментарии на сайте