Минувший год оказался для рынка загородной недвижимости в общем благополучным. Конечно, бывали в истории и более динамичные периоды – те, что сегодня принято с ностальгией именовать «докризисными временами», когда рост цен измерялся десятками процентов. Но каждой эпохе – свои стандарты, и на нынешнем этапе не очень большое, но стабильное удорожание в большинстве сегментов, отсутствие масштабных провалов – это уже можно считать успехом.
Общие итоги 2012 года на загородном рынке Подмосковья, а также прогнозы на будущее – эти темы изучал обозреватель «Журнала о недвижимости MetrInfo.Ru».
Цены: в целом рост…
Большинство опрошенных нами экспертов сошлись на том, что цены на изучаемом нами рынке за 2012 год в целом увеличились. «В среднем они выросли в среднем на 8-12%, - говорит Дмитрий Котровский, вице-президент девелоперской компании «Химки Групп» . – Причем речь именно о цене сделки. До середины года сделки совершались с некоторым дисконтом (порой он достигал 10-15%). В июне-июле имело место затишье в ожидании экономических катаклизмов. В августе и сентябре загородный рынок основательно разогрелся за счет покупателей, которые поспешили вложить «свободные» деньги в наиболее стабильный актив, а также за счет тех, кто планировал улучшение жилищных условий, переезд за город, и смог найти подходящий вариант летом 2012 года».
…но с массой нюансов
Впрочем, приведенные выше цифры – именно средние, те самые, в отношении которых существует расхожий журналистский штамп о средней температуре по больнице. Если же вглядываться в детали, то картинка получается более сложной, в отдельных сегментах отмечено и снижение. Например, проблемы имеются у элитного сектора. «На волне негатива, связанного с макроэкономикой и ожиданиями нового кризиса, премиальная загородная недвижимость подверглась наибольшей ценовой коррекции: на 15% вниз к показателям 2011 года», - считает Екатерина Лобанова, руководитель аналитического центра ОАО «ОПИН» .
На противоположном ценовом «фланге» (то есть, среди самых дешевых объектов) ситуация, как ни парадоксально, схожая. «Немалую часть предложения здесь составляют поселки с минимальным набором коммуникаций, для которых цена является основным конкурентным преимуществом, - объясняет Михаил Кондырев, управляющий партнер компании «33 поселка» . – Поэтому некоторые (не очень опытные и не очень профессиональные) девелоперы были вынуждены уменьшать стоимость, чтобы хоть как-то поддержать продажи. Поселки с минимальными строительными затратами дешевели – в среднем за год их стоимость уменьшилась на 10-15%».
Но в целом на рынке, как мы помним, был ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте