В настоящее время в России формируется второе поколение крупных бизнесменов – это дети собственников, сумевших за свою жизнь «сколотить» целые состояния. Среди наследников богатых родителей есть как успешные и целеустремленные, сумевшие в относительно молодом возрасте зарекомендовать себя в хорошем свете, так и прожигатели жизни, избалованные и не знающие цену деньгам.
В чьих руках будущее российского бизнеса и почему его владельцы все меньше хотят передавать управление делами своим детям, рассказывает адвокат Олег Сухов.
В бизнесмены б я пошел, пусть меня научат
Состоятельные родители часто отправляют детей на обучение за рубеж, озабоченные достойным уровнем их образования и получением ценного опыта. Но мало того, что зарубежный опыт не всегда применим в отечественных условиях, так ещё и ввиду лени и уверенности в материальном благосостоянии родителей за своими плечами представители «золотой молодежи» оказываются нередко плохо образованными и не заинтересованными в развитии бизнеса. Отсутствие опыта и неумение принимать важные управленческие решения делают новоявленных наследников бизнеса легкой добычей рейдеров.
«Рейдерский захват на 40 % обусловлен проблемами самой компании – ошибками в управлении, злоупотреблениями собственников, нарушениями законодательства, – говорит адвокат Олег Сухов. – Когда рейдеры взяли власть над бизнесом, для них важнее всего доказать, что смена управления произошла именно из-за неэффективности работы прежнего владельца, которая привела к развалу предприятия. Практика адвоката по уголовным делам показывает, что большинство рейдерских захватов происходит не без участия правоохранительных органов, чиновников и судов, а инициирование различного рода проверок со стороны госорганов – незаменимое оружие в арсенале рейдера. Недалекий по своим способностям преемник, не перенявший опыт ведения бизнеса и не пользующийся поддержкой в кругу связей своих родителей, в отличие от последних, вряд ли сможет самостоятельно чем-то помочь себе и предприятию. Кроме того, дети богатых родителей славятся своим презрением к закону, связью с наркотиками, бандитизмом и прочим криминалом. Любой компромат из прошлой или настоящей жизни молодого бизнесмена может оказаться на руку рейдерам. Последуют неожиданно возбужденные уголовные дела, посягательства на репутацию в СМИ и распространение прочего негатива». По этим причинам бизнес, попавший в руки «золотой молодежи», – подходящая цель для рейдерской атаки. Впрочем, и без рейдеров ведение бизнеса самоуверенными наследниками зачастую оказывается убыточным.
Исследования показывают, что только треть российских олигархов проявляет желание передать ведение бизнеса детям. А согласно статистике, предприятие, переданное им по наследству, просуществует ещё 10 лет всего лишь с вероятностью в 53%, а перешедшее к внукам первоначального владельца – с вероятностью в 23%. И несмотря на то что в иностранных СМИ преобладает мнение о семейственности и преемственности российского бизнеса, практика в России показывает обратное.
Война с топ-менеджментом
«Практика показывает, что объектами рейдерских атак чаще всего становятся предприятия, в которых существует внутренний корпоративный конфликт, – говорит Олег Сухов. – С помощью сторонника в руководстве компании рейдер получает возможность влиять на управление бизнесом. Сначала он укрепляет свои позиции среди руководства, затем расширяет круг недовольных единомышленников, инициирует переизбрание лиц, наделенных властными полномочиями, и путем проталкивания соответствующих решений завершает переворот, зачастую пользуясь различного рода фальсификациями, а также силовыми методами».
Дети состоятельных родителей имеют часто иные ценности, нежели сами родители. Увлеченные роскошью и удовольствиями, которые предоставляет им богатая жизнь, они не интересуются тем, как «делаются деньги», а вопросы управления компанией для них скучны. Таким образом, мажоры оказываются неподготовленными к ведению бизнеса и тем более к его защите. Первым противником, с которым сталкивается такой наследник, становится топ-менеджмент, представители которого разбираются в делах компании больше, чем сам владелец, и наблюдают, как он ведет бизнес к развалу.
Кто поможет молодому наследнику?
Существует мнение, что выходом для малограмотного, но богатого преемника бизнеса может быть привлечение профессионала со стороны, который и будет управлять деятельностью компании. Тем не менее на практике такой вариант может привести к той же пресловутой попытке захватить бизнес.
«Недавний пример из моей практики, – рассказывает Олег Сухов. – Одна из офшорных компаний стала жертвой рейдерской атаки со стороны номинальных директоров и организации, которой бизнес был передан в доверительное управление (траст). И что самое парадоксальное, сделано это было как раз для повышения уровня конфиденциальности и защиты от рейдерской угрозы. После смерти основателя компании остались два бенефициара – сыновья основателя. Воспользовавшись угрозами в возбуждении уголовного дела против последних, обвинив их в неопытности в ведении бизнеса и расхищении денежных средств, а также злоупотребив полномочиями, предоставленными договором на оказание юридических услуг, трастовая компания с многочисленными нарушениями смогла сформировать параллельные органы управления и внести изменения в реестр акционеров. Таким образом, номинальное руководство предприняло попытку получить реальный контроль над бизнесом».
В итоге
«В качестве итога можно отметить, что угроза компании во многих случаях идет изнутри. Сохраняя семейный бизнес, надо учитывать, сможет ли преемник достойно управлять им, есть у него такое желание и насколько высоким может быть его авторитет среди руководства компании. А в случае с "золотой молодежью" это ещё и вопрос воспитания, формирования правильной системы ценностей. Кроме того, важно иметь в виду, что в настоящее время одной из тенденций развития рейдерства является, в том числе, расширение его интересов на более мелкие предприятия, в связи с чем вышеописанные проблемы касаются не только крупного бизнеса, но и предпринимательства в целом», – резюмирует Олег Сухов.
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте