Последние годы прошли под знаком кризиса – это касается как внутреннего российского рынка недвижимости, так и зарубежных. Считается общепринятым, что в такие времена частные инвесторы теряют деньги, все у них плохо, крокодил не ловится, не растет кокос. Журнал Metrinfo.ru проверил, так ли это. Причем основной упор мы решили сделать не на теории, а на практике – реальных историях людей, приобретавших в эти непростые годы «зарубежку». Что у них получилось?
Себе? Так в кризис лучше!
Первый вопрос, который резонные люди рекомендуют задавать себе при покупке недвижимости (всегда: и в кризис, и не в кризис), – зачем я это делаю? Если человек честно признается, что он не финансово-инвестиционный Тарзан, рассчитывающий заработать сумасшедшие проценты, а приобретает исключительно для собственного «потребления» - часто оказывается, что кризис ему только на руку.
Первая причина очевидна: снизились цены. «Подобных примеров немало, - говорит Наталья Завалишина, генеральный директор компании «МИЭЛЬ-DPM». – Кому-то удалось купить очень дорогой и престижный пентхаус на первой береговой линии в Болгарии. Скидка при сделке составила 100 тыс. евро или 40% - потому, что продавец потерял работу, а при покупке воспользовался ипотечным кредитом, который надо было как-то гасить… Другой человек, давно планировавший приобретение в Испании, в условиях кризиса сделал покупку, в несколько раз превосходящую его прежние ожидания».
Возможность торговаться дает отличные перспективы и в дорогом сегменте рынка. «Прекрасно работающая стратегия заключается в том, чтобы выбрать несколько интересных вариантов, а потом сделать свое предложение по цене их собственникам. Этот метод помог некоторым клиентам приобрести качественные объекты с уникальными характеристиками по ценам на 35-50% ниже заявленных, - говорит Екатерина Тейн, партнер, директор департамента жилой недвижимости компании «Chesterton». – Например, апартаменты под ремонт в Монте-Карло в хорошем доме на первой линии были куплены за 3,2 млн евро – при первоначальной стоимости в 6,5 млн евро».
Но всеобщее удешевление – это только верхушка, самая заметная часть айсберга. На кризисном рынке есть и другие – менее очевидные, но тоже вполне приятные – обстоятельства для человека с деньгами. Прежде всего, это возможность долго ходить, придирчиво выбирать, капризничать… В офисах продавцов, где еще году в 2007-м собирались очереди покупателей, стало пусто и просторно. К каждому зашедшему – огромное внимание, предупредительность.
Кстати, рассказывали наши эксперты, среди особо «креативных» наших сограждан возник даже новый вид приятного времяпрепровождения – «недвижимостный туризм». Под предлогом приобретения квартиры отправляемся в симпатичную нам страну, где нас бесплатно встречают представители риелторов и застройщиков, бесплатно селят в отели, возят по объектам, а по вечерам, демонстрируя «национальное гостеприимство», кормят в ресторанах. А мы все ходим, выбираем, и все время что-то нам не нравится… Пик такой «развлекухи», говорят, пришелся на 2009 год – сейчас «принимающая сторона» это «ноу-хау» раскусила и снова, как и в докризисные времена, требует оплатить тур. Купите – зачтем эти траты в стоимость квартиры, нет – не взыщите, себе денежки оставим.
«Вредный» рост цен
Но все же многие покупатели «зарубежки» желали бы именоваться гордым именем «инвесторов» - т.е. сделать такое приобретение, которое оказалось бы выгодным еще и с финансовой точки зрения. И многие стремятся выбрать недвижимость, которая «стабильно растет в цене», - что является грубейшей ошибкой. Тот факт, что в каком-то месте цены несколько лет подряд демонстрировали галопирующий рост, скорее всего, означает, что все предпосылки этого явления закончились и скоро начнется разворот. Это примерно как, убедившись, что в интервале с января по июнь средняя температура увеличивалась на 5 градусов (святая правда: в январе -10, в июне +15), сделать вывод, что и в следующие полгода окажется так же и к декабрю мы будем иметь +45.
«Технологии создания «виртуального» роста цен известны, - говорит Игорь Индриксонс, директор департамента инвестиций в зарубежную недвижимость компании «IntermarkSavills». – Берется некий депрессивный регион, где цены заведомо низкие, – например, Калабрия в Италии. При помощи технологий маркетинга и PR данный регион «раскручивается» для того, чтобы туда пришли первые инвесторы, после чего цены в прайс-листах начинают уверенно подниматься. Обычно эта схема проворачивается за пять лет: два года в строительство инвестирует правительство, а затем ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте