Ожидаемые изменения в законодательстве о нотариате существенно изменят жизнь почти каждого экономически активного россиянина. Помимо многократного (иногда в сотни раз) повышения тарифов, нотариусы добиваются возвращения монопольного права совершать сделки с недвижимостью. Кроме того, вводимый институт исполнительной надписи позволит мошенникам получать легальные документы для взыскания денег с добросовестных граждан.
Деятельность находящихся на самофинансировании нотариусов не является предпринимательской: работая по регулируемым государством тарифам, они выполняют «важную общественную функцию». Нельзя говорить и о рынке нотариальных услуг: численность «служителей правосудия» жестко ограничена.
Сами нотариусы именуют себя «служителями предварительного правосудия». В теории они должны предупреждать судебные или иные конфликты. Но в проекте нового закона, регулирующего их деятельность, им делегируется право лишать ничего не подозревающих граждан имущества без суда и следствия.
Ты в ГБР не ходи, ты мне плати...
Давняя мечта нотариусов — монополизировать сделки с недвижимостью. Сейчас договоры купли-продажи квартир могут заключаться в простой письменной форме, но — должны регистрироваться в Росреестре (именуемом в Санкт-Петербурге ГБР). То есть в любом случае продавец обязан явиться в соответствующее ведомство, а его должностное лицо (регистратор) — удостоверить личность владельца квартиры и его желание ее продать.
Зачем же нотариус? Удостоверяя договор, он, по мнению сторонников реформы, обеспечивает правовую безопасность самой сделки и участвующих в ней лиц: выясняет, кому принадлежит продаваемый объект, нет ли каких-нибудь ограничений, обременений и т. д. Реформу поддерживает и советник Президента России, экс-председатель Высшего арбитражного суда РФ Вениамин Яковлев: «Почему на Западе из-за квартиры не убивают стариков или не вывозят их куда-то на выселки? Да потому, что создана система правовой безопасности перехода права собственности на квартиру из рук одного собственника в руки другого. Нотариальное удостоверение сделки на недвижимость должно быть обязательным», — убежден он.
Но главный довод сторонников этой идеи — полная материальная ответственность «служителей предварительного правосудия»: если покупатель лишится денег из-за ошибки нотариуса, то он (нотариус) возместит весь причиненный ущерб. Член правления Нотариальной палаты Санкт-Петербурга Петр Герасименко приводит пример из личного опыта: удостоверив договор по подложному паспорту, он добровольно возместил ущерб пострадавшим от мошеннических действий. Притом, что суд не выявил в его действиях вины.
Государственный регистрирующий орган, по утверждению Петра Герасименко, ничего реально не проверяет и никакой ответственности не несет. И даже если будет установлен факт нарушения закона со стороны регистратора, то он, якобы, отделается «двумя окладами». Однако все опрошенные независимые юристы считают эти аргументы надуманными: «В федеральном законе прямо установлено, что вред, причиненный физическим или юридическим лицам в результате ненадлежащего исполнения регистрирующими органами возложенных на них обязанностей, в полном объеме возмещается за счет федеральной казны, — поясняет Нина Куцова, юрист коммерческой практики компании Rightmark group. — В том числе, если это произошло в результате внесения в реестр не соответствующих закону или правоустанавливающим документам записей ...
Комментарии
(1)#Последние комментарии на сайте