Количество новых открытых торговых центров в Европе упало до самого низкого показателя с 2005 года.
Количество новых открытых торговых центров в Европе снизилось до самого низкого показателя с 2005 года, говорится в отчете Cushman & Wakefield. В первой половине 2010 года было введено всего 2,1 миллиона кв.м. GLA. Всего за этот период открылось 64 центра – это на 50% меньше, чем за такой же период в 2009 году – тогда было открыто 120 торговых центров.
В своем новом отчете «Развитие рынка торговой недвижимости Европы» (European Shopping Centre Development) международный консультант по коммерческой недвижимости Cushman & Wakefield говорит, что до конца года будет введено в эксплуатацию еще 3,8 миллиона кв.м, и это на 17% меньше, чем в прошлом году. Прогнозируется, что в 2011 году показатель ввода новых торговых площадей будет еще ниже - около 5,2 миллиона кв.м. Прирост торговых площадей в 2010 году составит всего 3,9% – самый низкий ежегодный прирост за почти 30 лет.
Фактически во всех европейских странах наблюдалось сокращение объемов торговых площадей на стадии строительства в последние годы. За первое полугодие 2010 года в 10 странах, включая Чехию, Венгрию и Ирландию, не было открыто ни одного торгового центра. Количество введенных новых торговых центров вряд ли увеличится в краткосрочной перспективе, хотя в некоторых странах возможно увеличение количества новых проектов в течение нескольких лет, в зависимости от темпов восстановления экономики, и, в особенности, уровня потребительского спроса и объемов продаж.
Россия и Турция занимают первое и второе место, соответственно, по объему торговых площадей, которые будут введены в эксплуатацию в 2010/11 годах, при этом, на обе страны приходится более половины всех торговых площадей Европы. В России зафиксирован самый большой показатель новых торговых площадей, введенных в первой половине 2010 года – около 430 000 кв.м GLA, из которых 41% приходится на Москву. Стоит отметить, что торгово-развлекательный центр VEGAS, который был открыт в июне в Москве, является самым крупным торговым проектом Европы, введенным в эксплуатацию за первые шесть месяцев 2010 года.
Чарльз Слейтер, руководитель отдела торговой недвижимости российского офиса компании Cushman & Wakefield, комментирует: «На вторую половину 2010 года придется открытие торговых центров мирового уровня, так как Галерея в Санкт-Петербурге (93 000 GLA) и Mall of Russia в Москве (101 000 кв.м). Оба объекта выведут девелопмент торговых центров в России на новый уровень. Если говорить о будущем развитии событий, то с учетом постепенного роста потребительской уверенности на многих региональных рынках, мы видим, что девелоперы возвращаются к замороженным проектам, и, самое важное, объявляют о строительстве новых. Однако, на рынке остается большое количество проектов, строительство которых задерживается, и это достаточно типичная ситуация сегодня».
В Западной Европе наибольший «запас» новых торговых площадей в стадии строительства приходится на Францию и Италию. Во Франции, где наблюдается наибольшая активизация строительства торговых центров за последние годы, основной фокус сделан на небольшие по площади торговые центры в региональных городах.
Центральная и Восточная Европа продолжают возглавлять список стран с наибольшим приростом торговых площадей. В Болгарии, прирост торговых площадей за 1 полугодие 2010 года составил 96%. В Боснии, Румынии, Сербии, Словакии и Словении был зафиксирован рост торговых площадей в размере 5-10%. В Западной Европе, в Италии и Германии, было введено больше всего торговых площадей. Шесть новых торговых центров были открыты в Италии - прибавление в 170 000 кв.м GLA. В Германии, 5 новых торговых центров было открыто и шесть центров прошли реконцепцию, что привело к вводу около 150 000 кв.м GLA.
В первой половине 2010 года, инвестиции в торговую недвижимость составил 16,5 миллиардов евро – 80% прирост по сравнению с прошлым года. Доля инвестиций в торговую недвижимость в общей сумме инвестиций продолжает расти, подтверждая рост популярности этого актива для инвесторов. В частности, в Великобритании, Франции и Германии был зафиксирован сильный рост активности в этом секторе.
Уровень торговых площадей в стадии строительства в Европе
(GLA; 2-ое полугодие 2010– 2011)
Страна кв.м. % увеличения
1. Россия 2,300,000 22.4%
2. Турция 1,160,509 22.9%
3. Франция 866,009 5.4%
4. Италия 802,749 6.5%
5. Болгария 416,575 103.7%
6. Польша 407,300 6.2%
7. Великобритания 392,379 2.4%
8. Германия 363,630 2.7%
9. Испания 302,843 3.0%
10. Нидерланды 221,390 4.0%
Новые открытые центры в 1 полугодии 2010
(GLA, кв.м., январь 2010 – июнь 2010)
Страна кв.м % увеличения
1. Россия 428,513 4.4%
2. Болгария 197,000 96.2%
3. Турция 185,935 3.8%
4. Италия 167,909 1.4%
5. Германия 151,880 1.2%
6. Польша 147,000 2.2%
7. Румыния 125,784 5.8%
8. Испания 99,250 1.0%
9. Великобритания 80,179 0.5%
10. Словакия 78,896 9.2%
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте