На последний день августа приходятся сразу две большие даты, связанные с воссоединением Германии: 31 августа стукнуло 20 лет договору об объединении Германии и 31-го же исполнилось 16 лет со дня церемонии завершения вывода советских войск из Германии (той самой, памятной, на которой Борис Николаевич так бодро и захватывающе дирижировал немецким военным оркестром). Канцлер Ангела Меркель по случаю первого события выступила на довольно скромном торжестве под названием «20 лет немецкого единства. Проблемы, успехи, перспективы».
Скромном не потому, что у немцев впереди одни проблемы (хотя и они есть), а потому, что официально День немецкого единства отмечается 3 октября, когда договор вступил в силу.
Германское объединение - словно многослойный пирог: каждый может найти пласт на свой вкус и/или одновременно остаться недовольным всеми остальными или отдельными его «листами». Что, собственно, и проявляется каждый юбилей.
Вообще, если бы немцы захотели (для этого им надо было бы изменить своим привычкам к орднунгу и сдержанности), они могли бы праздновать свое объединение с середины августа почти по конец года. Август, вообще, на удивление урожайный месяц на все события, связанные и с объединением, и с разъединением Германии. 13 августа 1961-го почти за ночь появилась Берлинская стена (не вся, конечно, а ее части). С середины августа и в сентябре 1989-го ГДР охватила массовая страсть к политическому спасению в ФРГ (немцы рванули на Запад через границы с Венгрией, Чехией, через посольства западных стран). 7 октября 1989-го тогдашний советский руководитель Михаил Горбачев побывал с визитом в Берлине и призвал к политическим реформам. Уже 18-го, после антиправительственных выступлений, пал режим Эриха Хоннекера и ему на смену пришло правительство молодого Эгона Кренца. Но гэ-дэ-эровский социализм это уже не могло спасти.
В начале ноября Берлин охватили массовые антиправительственные манифестации, а уже 9-го ноября пала Берлинская стена. Собственно, этот день почти все немцы и все в мире как раз и считают самым главным праздником воссоединения – столько было понятной всем символики в разрушении этого физически видимого и уродливого монумента противоестественной разъединенности германской нации.
Кстати, как раз в тот самый день, примерно около 11 ночи ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте