Что произошло с центром имени Грабаря? Он сгорел. Причины пожара установит следствие, но уже сейчас понятно, что привычное для наших реставраторов «хождение по мукам» вступило в новую фазу.
Профессия реставратора во всем мире окружена неким таинственным, почти жреческим флером. Что неудивительно: люди работают с памятниками старины, которые вызывают трепет уже из-за одного только почтенного возраста. Это вам не гайки на конвейере закручивать: кроме квалификации нужны еще и интуиция, и вдохновение, и преданность делу. Но есть одно качество, присущее именно российским представлениям о реставраторах. Это жертвенность. Только в наших глазах люди упомянутой профессии выглядят кем-то вроде страстотерпцев, исполняющих свой моральный долг вопреки всевозможным неблагоприятным обстоятельствам. Надо сказать, подобное отношение возникло не на пустом месте. История погоревшего вчера Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени Грабаря вполне может это проиллюстрировать.
Дело в том, что с момента возникновения этой организации в 1918 году (тогда по инициативе художника и искусствоведа Игоря Грабаря при Наркомпросе был учрежден отдел охраны памятников, в составе которого и появились государственные реставрационные мастерские) положение ее было довольно шатким и уязвимым.
Требовалось изо дня в день вдалбливать «комиссарам в пыльных шлемах», что предметы, реквизированные в храмах и усадьбах, – это не буржуйско-поповские цацки, а народное достояние.
Миссия, прямо скажем, не из легких. Какими уж словами эстет Игорь Эммануилович Грабарь гипнотизировал большевиков, сказать теперь затруднительно: от того времени осталась в основном сухая документация. Из нее следует, что гипноз приносил немаловажные плоды. Например, на рубеже 1918–1919 годов по настоянию отдела охраны памятников состоялось раскрытие от позднейших записей знаменитой «Троицы» Андрея Рублева.
Оцените момент и смысл события: едва ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте