Московские застройщики по-разному отреагировали на кризис. Одни для снижения конечной стоимости предложения упростили свои проекты: перевели их в более низкий сегмент, сократили площади или отказались от дополнительных опций. Другие принялись искать возможности сделать жилье не только доступным, но и комфортным.
Пригляделись к эконому
Спрос на бизнес-класс за время кризиса резко сократился, и застройщики стали активнее работать в экономичном сегменте. По словам Марии Литинецкой, генерального директора компании «МИЭЛЬ-Новостройки», многие провели реконцепцию своих проектов из бизнес- в экономкатегорию (если это было возможно). Директор департамента продаж городской недвижимости компании Blackwood Оксана Дивеева одной из кризисных тенденций называет увеличение объема предложения экономкласса. «Активизировалось панельное домостроение — поскольку такие дома возводятся быстрее всего, а площади квартир в основных сериях небольшие, что снижает конечную стоимость покупки. Благодаря этому панель стала пользоваться повышенным спросом, — говорит Ольга Новикова ведущий аналитик компании «НДВ-Недвижимость». — Но уже к лету-осени 2009 года ситуация изменилась: начал развиваться сегмент «повышенной комфортности» — монолитные дома с различными типами планировок». Предложение экономкласса пополнилось такими комплексами, как «Царицыно», «Нахимово», «Юрлово», «Богородский», «Битцевский» и др. При этом среди новых объектов есть и серийная панель («Нахимово», «Юрлово», «Битцевский»), и монолит по индивидуальным проектам («Царицыно», «Богородский»).
Больше однушек с отделкой
По словам Ольги Веденисовой, директора по маркетингу и продажам ЗАО «Мосстрой-реконструкция», в проектах сегмента «масс-маркет», вышедших на рынок после кризиса, можно выделить три основные отличительные черты: изменение соотношения квартир в пользу одно- и двухкомнатных, уменьшение площадей и увеличение доли жилья с отделкой. Кроме того, девелоперы стали внимательнее относиться к опциям экономкласса. «Если ранее трех- и четырехкомнатные квартиры составляли 30-40%, то сегодня их редко бывает более 25%, — уточняет эксперт. — Метражи также сократились: ушла мода на однушки по 50 м, популярность вновь завоевывают даже малогабаритки или студии по 25-35 м». Эти тенденции связаны прежде всего со снижением платежеспособности населения и малодоступностью ипотеки на покупку первички.
М. Литинецкая отмечает еще одну особенность посткризисного ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте