С Ириной Могилатовой, генеральным директором компании Tweed, мы поговорили о том, как и для кого начинался арендный бизнес в России, почему он так и останется нецивилизованным и кому все-таки выгодно заниматься сдачей квартир в аренду.
– Что такое элитная аренда? Существует ли она как класс сегодня или это вопрос позиционирования?
– Арендный бизнес в элитном сегменте пережил свой расцвет до кризиса 1998 года. В этот период именно как бизнес аренда элитного жилья развивалась очень активно.
Допустим, есть хороший дом в центре, в нем живут бедные люди, которые сами ремонт не могут сделать. И за дело брались иностранцы. Я примерно представляю, какие из агентств с международным именем из тех, что сейчас работают в Москве, этим занимались лет 15 назад. Итак, основными действующими лицами были иностранцы – американцы, англичане, которые приехали сюда чуть ли не с десятью долларами или фунтами в кармане. И в нашей «мутной воде» пропагандировали свои взгляды. Они составляли с жителями старых домов в центре контракт: жильцами делается ремонт «европейского уровня», а квартира находится в распоряжении этих самых экспатов. Они сдают квартиру в аренду на 5 лет, после чего владельцы квартиры получают ее назад, но с очень хорошим по тем временам ремонтом.
– Фактически именно экспаты создали московский рынок аренды 15-20 лет тому назад?
– В 90-е был огромный приток иностранцев в Москву, они и создали спрос на арендное жилье, практически с нуля: у нас в стране исторически не принято снимать жилье, нормой, к которой надо стремиться, является собственная квартира. Раньше у нас по Конституции каждый человек имел право на жилплощадь. Поэтому жилплощадь была у всех, не важно, где и какая, сколько метров, коммуналка или нет… Но жилплощадью люди были обеспечены. У нас не было бездомных. Это сейчас (90-2000-е), когда разрешили продавать квартиры, возникла прослойка лиц без определенного места жительства. До этого все жили в чем-то ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте