Россияне часто задумываются о домике или хотя бы квартире на лоне первозданной природы, подальше от шумных мегаполисов. В основном выбор покупателей падает на зарубежные страны, а ведь и в родном отечестве есть города-курорты, живописные озера и величественные горы, не говоря уже о полях, лугах и лесных чащах. Что сегодня происходит на российском рынке курортной недвижимости? И какова перспектива инвестиций?
На эти вопросы постарался ответить журнал о недвижимости Metrinfo.ru.
Российские курорты
Курортов в России на самом деле не много, а с развитой инфраструктурой и шикарными отеля вообще единицы, а уж таких, чтобы можно было развлекаться и отдыхать круглый год, и вовсе нет. «Под определение «курорт» подойдет Ейск, Азов, Анапа, Геленджик, Туапсинский район, Сочи, Владивосток. Причем, самый «раскрученный» бренд - отнюдь не Сочи, а «Курорты Краснодарского края», которые с особым успехом и шутками рекламирует вождь КВНщиков планеты Александр Васильевич Масляков, - говорит Михаил Щедрин, исполнительный директор ООО «Сакс», - именно эти южные города России являются «жемчужным ожерельем», привлекающим патриотично настроенных туристов».
К ним еще можно прибавить курорты Кавказских Минеральных Вод (КМВ) и немногочисленные горнолыжные курорты (Красная поляна, Приэльбрусье, Яхрома и т.п.). Что любопытно, многие эксперты к курортной зоне относят и Подмосковье. Можно, конечно, пошутить, что на безрыбье и рак рыба, но в подмосковные санатории действительно приезжает много отдыхающих, причем не только из Москвы и соседних областей, но и со всей России. Совсем небольшой поток туристов и отдыхающих наблюдается также на побережье Байкала и на Алтае, и на этом список российских курортов можно закончить. И конечно, далеко не везде отдыхающие готовы покупать недвижимость.
«Среди видов отдыха во всем мире лидер по числу туристов - морской пляжный отдых. Объем этого сегмента несопоставим с любыми другими, даже с популярными горными лыжами. И в России основная часть покупателей курортного жилья стремится приобрести недвижимость в прибрежных зонах», - утверждает Илья Володько, генеральный директор консалтинговой компании MACON Realty Group. Таких зон в России две – побережье Азовского моря и Черноморское побережье. Предпочтение отдается курортам Черного моря, - там лучше инфраструктура, длиннее купальный сезон и больше заслуживающих внимание объектов: «Ейск и Азов в плане недвижимости могут предложить совсем немногое, а города Черноморского побережья на данный момент пестрят предложениями различными по цене, этажности, качеству и относительной инвестиционной привлекательности», - сообщает Михаил Щедрин (ООО «Сакс»). «Примерно 40% клиентских запросов касаются рынка Сочи, а 30% практически равномерно распределены между Геленджиком, Анапой, Туапсе и прилегающими территориями», - добавляет Ирина Ротачева, заместитель генерального директора компании Delta estate. Оставшиеся 30% делятся между остальными городами и поселками Черноморского взморья.
Второй по популярности район у покупателей отечественной курортной недвижимости - Подмосковье: «Объекты, расположенные вблизи крупных подмосковных развлекательных и горнолыжных курортов, тематических парков, санаториев и домов отдыха стали пользоваться спросом, начиная с 2006-2007 гг. И эти объекты приобретаются для отдыха, а не постоянного проживания, поэтому их в полной мере можно отнести к курортной недвижимости», - утверждает Илья Володько (MACON Realty Group). Третье место в предпочтениях покупателей делят Кавказские Минеральные Воды и горнолыжные курорты (не в Подмосковье).
Рыночные особенности
Черноморское побережье за последние годы развивался лучше других курортов и, пожалуй, только здесь ведется более-менее активное строительство, хотя кризис и снизил его темпы. В докризисные годы предложение, особенно в популярных городах Краснодарского края, увеличилось, но на сегодня многие достойные объекты проданы, а нового жилья строят немного, и стоимость его довольно высока. «Средние цены на объекты курортной недвижимости в наиболее популярных районах (например, Сочи, Геленджик, Подмосковье ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте