Уходящий год оказался не таким уж страшным для российского ритейла. Не случилось ни катастрофического падения спроса, ни массовых банкротств. И если 2009 год и не положил конец разговорам о завершении эпохи потребительского бума, то, по крайней мере, заставил относиться к ним с большей долей скепсиса. Другое дело, что любое снижение операционных и финансовых результатов после бурного роста в предыдущие годы все же ощущается весьма болезненно.
Итоги года: главной проблемой ритейлеров стал вовсе не кризис
Итоговые результаты компании опубликуют позже, но судить о том, насколько успешным был для них 2009 год, можно уже сейчас. Так, за девять месяцев крупнейший игрок на рынке продуктовой розничной торговли - компания X5 Retail Group - увеличил выручку на 38% до 196, 6 млрд рублей. Рублевая выручка "Магнита" за 11 месяцев 2009 года выросла на 28,8%, "Седьмого континента" - на 11%, "ДИКСИ" - на 12,7%. Правда, в долларовом выражении выручка компаний все же сократилась, но не катастрофически - от 0,8% у "Магнита" до 14% у "Седьмого континента".
Пожалуй, из всех заметных игроков на рынке продуктовой розницы больше всего "пострадал" именно "Седьмой континент", испытывающий проблемы из-за высокой долговой загрузки. Тем не менее, к концу года компания договорилась с двумя крупнейшими кредиторами. Французский банк Natixis и финский Nordea Bank согласились пролонгировать кредиты на $500 млн $400 млн соответственно. Правда, с другим крупным кредитором - "Альфа-банком" - компании договориться пока не удалось.
"Седьмой континент" оказался в аутсайдерах и по другому показателю - за год его акции показали наименее впечатляющий рост, прибавив всего около 15%. Рекордный рост продемонстрировали акции "Магнита", подорожавшие более чем на 330%. Интерес инвесторов к ценным бумагам компании был обусловлен, в том числе, планами по SPO, в ходе которого "Магнит" привлек $527 млн. Эти деньги компания инвестирует в дальнейшее расширение формата "магазин у дома" и развитие формата "гипермаркет". В планах ритейлера на 2010 год - открытие 450-550 магазинов "у дома" и 25-35 гипермаркетов, инвестиции компании ожидаются на уровне $1 млрд.
Вовсе не безрадостная картина и на рынке электроники и бытовой техники. Так, розничные продажи сети "М.видео" за 9 месяцев 2009 года выросли на 5%. А по результатам первого полугодия компания даже обогнала своего главного конкурента: выручка "М.видео" составила 38,4 млрд рублей, а выручка компании "Эльдорадо" - 37,7 млрд рублей.
Таким образом, 2009 год оказался сравнительно благополучным для российской розницы. Ритейлеры, конечно, сбавили темпы роста, но общее положение дел в отрасли тревоги за ее будущее не вызывает.
"Несмотря на текущую макроэкономическую ситуацию, мы полны оптимизма в отношении российского ритейла", - заявил глава X5 Лев Хасис. Этот оптимизм, по его мнению, подтверждается официальной статистикой: опубликованный Росстатом индекс потребительского доверия за третий квартал 2009 года свидетельствует о том, что число россиян, верящих в начало экономического подъема в 2010 году, постепенно растет.
Главная неприятность - вовсе не экономический кризис
Закон о торговле все-таки приняли. А разговоры о защите интересов потребителей, производителей и необходимости ограничить торговые наценки прекрасно вписались в кризисный контекст.
Эпопея с законом о торговле, работа над которым заняла почти шесть лет, закончилась 18 декабря, когда Госдума приняла документ в третьем чтении. Второе чтение несколько раз откладывалось из-за недоработанности документа, объясняли чиновники. А главной причиной проволочек эксперты называли разногласия правительства и администрации президента, недовольство которой вызвало, в частности, предлагаемое законом ограничение премии за объем в размере 10% от цены приобретенных товаров.
Кроме того, закон вводит запрет для ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте