Нужен успех, хотя бы локальный. Дачная амнистия для этого подходящая задача, т.к. не очень сложная, но в тоже время достаточно заметная в череде сегодняшних потребностей людей и государства.
Кормление завтраками будущих радостей по поводу очередного «упрощения», «облегчения» и «удешевления» регистрации прав собственности на недвижимость с надеждой воспринималось в начале амнистии, и как раздражающее словоблудие - сегодня. Цифры говорят сами за себя. За 3 года дачной амнистии зарегистрированы права собственности на 3-4% земельных участков из около 40 миллионов, подпадающих под упрощенную регистрацию. Примерно такой же процент зарегистрированных строений на этих участках (подробнее см. KDO daily: «Дачная амнистия может быть продлена… на 40 лет»). Чтобы картина не выглядела удручающе, в последних сообщениях для СМИ чиновники просуммировали зарегистрированные участки с учтенными домами, хозблоками, банями (получилось более 2,5-2,7 млн. объектов), и разделили их не на 70-90 миллионов объектов недвижимости (участки со строениями), а на 15 миллионов садоводов. Понятно, что при таком «подсчете», результат амнистии в процентах получился в три раза лучше, чем есть на самом деле.
Дачную амнистию нужно провести, пока живы миллионы собственников. Ясно, что подавляющее большинство садоводов, дачников и владельцев земельных участков в деревнях — немолодые люди, получившие участки в советское время. Почти каждая среднестатистическая российская семья имеет земельный участок (142 млн. — население, более 40 млн. — земельных участков у граждан). Ежегодно в РФ умирает 2,1-2,3 млн. человек, и только около 160 тыс. (162,1 тыс. – 2007 г., 165,8 тыс. – 2006 г., 147,6 тыс. – 2005 г.) земельных участков переходят по наследству. Подарены или проданы до смерти собственников эти участки быть не могли: на большинство из них нет кадастровых паспортов. Получается, что уже многие годы ориентировочно 500 тыс. участков ежегодно не оформляются в наследство, создавая на будущее неподъемную нагрузку для судебной системы. Полагаем (пока нет опубликованных данных за 2008 г.), что специальный закон в дачной амнистии, упрощающий переход права на недвижимость для наследников (268-ФЗ от 23.11.2007), не мог существенным образом повлиять на количество земельных участков, переходящих в порядке наследования. Все необходимые общие нормы имелись и в Гражданском кодексе.
В дачной амнистии всего несколько предложений такого уровня, которые были призваны заметно упростить регистрацию прав. В частности это: отмена обязательного межевания, упразднение разрешений на строительство индивидуальных жилых домов, регистрация дачных домов и др. строений по декларациям, признание в качестве правоустанавливающего документа выписки из похозяйственной книги. Ничто не сработало так, как ожидалось. Планка требований по участию граждан в дачной амнистии не опущена так низко, чтобы этим мог воспользоваться любой желающий. Если применить спортивную аналогию для прыжков в высоту, то, что 2 метра, что полтора — все равно 90% населения эту высоту не взять.
Поскольку дачная амнистия распространяется на уже находящиеся в пользовании или собственности граждан земельные участки (до 2001 г.), нужен иной уровень смелости в законодательстве и других нормативных актах.
К сожалению, наиболее вероятный сценарий развития дачной амнистии, что она затянется на 20-40 лет. На ближайшие годы ничто всерьез не предвещает существенного роста темпов регистрации. Будут предлагаться новые и старые «мероприятия-отмазки». А там — новые выборы, новое правительство, и все сначала. Ведь никто же не одернул тех, кто после отмены обязательного межевания все еще борется за регулирование цен на эти работы, и называет цены на межевание основной причиной низких темпов амнистии. На 3-4 года «отмазки» уже придуманы. Например, бесполезное ограничение цен на межевание продлено на 6 лет. Через 2-3 года вместо 2-х окон (Росрегистрации и Роснедвижимости) будет «одно окно» Росреестра.
Соответственно вместо аншлага в каждое ведомство можно ожидать двойной аншлаг у «одного окна». В специализированных центрах и подразделениях Росреестра поставят инфоматы, наверное, для записи в очередь на прием людей, у которых нет дома компьютера с интернетом. Появятся кадастровые инженеры, которые будут выполнять с небольшими процессуальными особенностями ту же работу, что сегодня геодезические фирмы и БТИ. По мере необходимости будут называться и другие мероприятия, которыми можно морочить голову, как населению, так и высшим руководителям, ничего реально не меняя и спокойно выжимая деньги с тех граждан, которых не устраивают ни сроки, ни изматывающая технология регистрации прав.
Вселяет некоторый оптимизм программа «Электронное правительство», в которой регистрация прав на недвижимость стоит первой строчкой в перечне госуслуг, которые планируется выполнять без визитов граждан в ведомства. Правда, федеральная целевая программа «Электронная Россия» «начата» в 2002 г. Спустя 7 лет от начала снова рассматривается концепция программы, т.е. за эти годы практически ничего не сделано. Возможно, первые 74 госуслуги будут оказываться с использованием сети интернет уже к 2012 году. Однако что-то подсказывает, что «электронное правительство» может появиться гораздо позже, или будет в том виде, что в отчетах, вроде, оно и есть, а на практике ничего не работает. Во-первых, на кону огромные коррупционные деньги, от которых чиновникам предлагают их же стараниями отказаться. Пчелы против меда. Во-вторых, число провальных программ исчисляется не единицами, одной больше, одной меньше.
Например, Программа «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте