Апрельские тезисы года о взаимозависимости политической надстройки и экономического базиса
Автор просит читателей не пугаться. Это – не déjà vu, а марксистско-ленинская терминология, вынесенная в подзаголовок, призвана только подчеркнуть тезис о том, что не от всякого наследства, как говорил В.И. Ленин, нужно отказываться.
Несмотря на сложную нелинейную взаимозависимость базиса и надстройки, существуют определенные закономерности их взаимного влияния, не позволяющие, например, совместить в единой системе общественно-экономических отношений либеральную рыночную экономику и тоталитарный политический строй или представительную демократию и госкапитализм. Одним словом, классики марксизма были не так уж и неправы, что замечательно видно на примере современного российского общества.
Думаю, не ошибусь, предположив, что всех нас, как граждан России, волнует будущее нашей страны и, в первую очередь, ее экономическое процветание.
Поэтому главной целью этой статьи является не теоретическое исследование российской экономики и государственности, а самое что ни на есть практическое рассмотрение некоторых экономических проблем и попытки сформулировать новые подходы к их решению.
ПОЧЕМУ ЖИЛЬЕ ВСЕ ЕЩЕ МАЛОДОСТУПНО?
Трудно переоценить важность для страны одного из национальных проектов, известного широкой публике под названием «Доступное жилье». Проблема, как известно, заключается в том, что доходы большинства граждан России несопоставимы с ценами квадратных метров во всех регионах страны. Совершенно справедливо определив в качестве одной из важных составляющих запредельных цен на жилье коррупционную практику выделения земель под застройку либо в обход действующего законодательства, либо через ловко организованные аукционы с подставными компаниями, правительство не предложило механизмов, способных коренным образом изменить эту укоренившуюся по всей стране жульническую схему.
А ведь достаточно взглянуть на жилищную проблему «незамыленным» глазом. Не претендуя на лавры провидца, изрекающего истину в последней инстанции, попробуем просто расставить приоритеты в жилищном строительстве.
Основной задачей национального проекта является, несомненно, строительство жилья по доступным для большей части населения ценам. Поэтому наведение порядка в схемах выделения земель под застройку традиционными методами вряд ли приведет к желаемому результату. Исключив из цены земельного участка коррупционную составляющую в виде взяток, правительство вряд ли достигнет снижения цены отводимых под строительство земель. Если даже предположить, что с завтрашнего дня все аукционы на земельные участки будут проходить в строгом соответствии с законом и без взяток, а компании, участвующие в аукционах, будут честно сражаться за землю, последовательно повышая цены предложений, это, естественно, приведет к росту цен на земельные участки, что неизбежно скажется на цене жилья. В лучшем случае мы получим не снижение цен на жилье, а рост доходов бюджетов разных уровней, получающих все больше средств от продажи земельных участков. Но ведь национальный проект называется «Доступное жилье», а не «Рост доходов бюджета».
Зашкаливающая далеко за 200% рентабельность строительства позволит застройщикам торговаться на аукционах «до победного конца», причем преимуществом в этих торгах будут обладать строители не доступного, а элитного жилья, поскольку у них выше рентабельность.
Осмелюсь предложить простое решение этого вопроса. Торги выделяемых под застройку земельных участков должны проходить не по схеме увеличивающихся ценовых предложений за квадратный метр земли, а по схеме уменьшающихся ценовых предложений за квадратный метр жилья.
На практике это может выглядеть следующим образом. Муниципалитет, продающий землю под жилищное строительство, с помощью экспертных оценок определяет среднюю себестоимость квадратного метра жилья в данном муниципальном образовании с учетом особенностей конкретного земельного участка, выставляемого на торги. Естественно, в расчет должны приниматься все факторы, включая геофизические особенности, энергетическую и коммуникационную вооруженность выставленных на торги участков.
Скалькулировав таким образом среднюю себестоимость квадратного метра жилья на предназначенном к торгам земельном участке, муниципалитет формулирует начальную цену квадратного метра жилья, которая складывается из себестоимости и нормы прибыли, устанавливаемой владельцем земли. Компании, претендующие на право застройки, участвуют в торгах, пошагово снижая заявленную цену квадратного метра. Цена же самого участка земли не включается в эту цену, поскольку она либо зафиксирована и не подлежит изменению, либо равна нулю.
Понятно, что рамки данной статьи не позволяют рассматривать данное предложение в качестве готового рецепта. Задачей статьи является попытка предложить иной подход к решению этой жизненно важной для страны задачи.
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЛЕКАРСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Запущенный в начале 2005 года социальный проект под названием ДЛО с самого начала вызвал бурю протестов со стороны потребителей лекарств, так называемых «льготников». Причиной протестов были перебои в обеспечении их лекарствами. Однако ни представители экспертного сообщества, ни средства массовой информации «не заметили» главного порока этой системы: ее нерыночного характера, создающего огромные коррупционные возможности для чиновников, фармдистрибьюторов и производителей лекарственных препаратов. Никто не удосужился проанализировать и должным образом интерпретировать сложившуюся ситуацию на рынке лекарственных средств. Почему-то никого не насторожил даже факт удорожания в среднем одной упаковки лекарственных средств, реализованной в рамках программы за 9 месяцев 2006 года, с $11,3 ...
Комментарии
(15)#Последние комментарии на сайте