В период финансового кризиса привычные способы зарабатывания денег городом становятся менее эффективными, поэтому придется искать новые. Какими они могут быть, рассказал «НГ» руководитель проектов направления «Муниципальное экономическое развитие» фонда «Институт экономики города», преподаватель Высшей школы экономики Денис Визгалов.
– Не так давно в интервью «НГ» глава Стройкомплекса Москвы Владимир Ресин заявил, что строительство – это локомотив городской экономики. На фоне же происходящих перемен и снижения темпов строительства какие отрасли развивать выгоднее всего?
– Почему строительство? Это для государства, наверное, приоритетная задача – удовлетворение все еще колоссального спроса на жилье, но для городов это не самая важная задача. Самое прибыльное – это инвестиции в производство и услуги, потому что с них платятся налоги в бюджет и они создают рабочие места. Жители со своим жилым фондом никакой особенной прибыли не дают – здесь хорошо бы, наоборот, не остаться в убытке, плату за коммунальные услуги со всех стрясти да знать, куда расселить ветхий фонд. Обеспечивать горожан квартирами – это нудное и затратное дело. Однако жители – это и есть сам город, а у нас власти увлечены больше меркантильной стороной дела, думают, что жители – это средство получения экономического роста.
Вообще интересно понять, что делать городам в нынешних условиях. Забавно, если открыть первые попавшиеся под руку 50 городских стратегий, то они будут практически об одном и том же – дежурные заклинания про доступное жилье, качество жизни и прочее. При этом в понятие «качество» каждый вкладывает свое. Однако если посмотреть на города мира – это просто взрыв разнообразия стратегических устремлений. Это настоящий бум тематических мест. Причем чем пестрее список социальных ролей города, чем больше инакомыслия, креативности в городе, тем ярче и богаче он живет. Сейчас для российских городов самое важное – готовиться к борьбе за жителей. В условиях, когда население тает на 600 тысяч человек в год (а в перспективе – и до миллиона), через несколько лет человек сам по себе станет дефицитом. Если встать на место продвинутого мэра, который видит на 15–20 лет вперед, то перед ним встает задача привлечения людей в свой город. Как сохранить тех, что остались, и как привлечь новых специалистов? Ведь их нужно чем-то заинтересовать, «перекупить» у соседних городов и регионов. Вот это и есть конкурентоспособность современного города.
– У Москвы пока нет нехватки в приезжих, наоборот, ограничивают их въезд различными квотами и необходимостью регистрироваться.
– Да, это верно, потому что до сих пор Москва оставалась привлекательной как место для работы, но уже не для жизни (как это было в XX веке). Но приток мигрантов в столицу год за годом сокращается. И есть подозрение, что ухудшается качество этого потока, как бы цинично это ни звучало. Это же в основном люди рабочих специальностей. А сколько москвичей – ученых, студентов, бизнесменов – ежегодно уезжают в США и ЕС и не возвращаются? И потом – другие российские города подтягиваются к Москве и уже удерживают у себя самых талантливых. Сама по себе Москва уникальный, интереснейший город с фантастическим потенциалом мирового ...
Комментарии
(0)#Последние комментарии на сайте